yandex

«Бесы» - Достоевский Федор Михайлович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Бесы»
«Бесы»
Автор: Достоевский Федор Михайлович
Жанр: Роман
Дата создания: 1872 г.

Описание произведения.

Помимо двух эпиграфов к роману, говорящих об одержимости романного сообщества, не менее уместен был бы ещё один – из апостольских посланий: «День тот не придет, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». (2 Фес. 2:3-4).

Взбудораженное бесами городское общество, особенно окружение губернаторши, можно истолковывать как мировую модель с проекцией в будущее; в тексте есть пародийное сближение деятельности Юлии Михайловны Лембке, заражённой широкими либеральными идеями, с деятельностью антихристовой. Она «мечтала дать счастье и примирить непримиримое, вернее же объединить всех и всё в обожании собственной её особы». Эта же мысль иронически выражена в описании «наших», которые до прибытия в город Петра Верховенского, составляли кружок при его отце, так что Верховенскому-младшему остаётся лишь распространить настроения всеобщего отрицания на все без исключения слои городского общества, что ему и удаётся.

Стоит обратить внимание на местоимение наши, относящееся к смутьянам. Не даёт ли это основание предположить пародийный посыл к Апостольским Посланиям, где нашими названы христиане? Там есть упоминание о некогда бывших нашими. Именно этих-то бывших христиан, отпавших от Христа, апостол Иоанн именует антихристами.

В «Бесах», где это положение представлено в перевёрнутом виде, имеется сходный персонаж, якшавшийся не только с революционерами, но и со слоями богоискательскими, хотя впоследствии отстранился и от тех, и от других. Это Николай Всеволодович Ставрогин, которому к моменту начала действия романа около 29 лет, а к моменту всероссийской смуты, которую обещает Пётр Верховенский к Покрову будущего года, должно исполниться тридцать. — Это возраст, в котором вышел на проповедь Спаситель, и в котором заявит о себе и подражающий Ему лжемессия. Ставрогин повлиял и на относящего себя к христианам Шатова, перед которым он тоже отрекается от себя, бывшего. К его личности можно отнести слова апостола об антихристах: «они вышли из нашей среды, но не были наши». В тексте романа Ставрогина соотносят с антихристом. Марья Лебядкина предаёт его анафеме как самозванца, именуя Гришкой Отрепьевым, Лжедмитрием. Это привносит в разработку образа Ставрогина тему обмана — лжемессии. Верховенский, называющий его Иваном Царевичем, возводит его во властелины мира: «Вы начальник, вы сила. Я у вас только сбоку буду, секретарем». Функции антихриста в Апокалипсисе и лжепророка при нём —есть в «Краткой повести об антихристе» Владимира Соловьева, написанной не без влияния Достоевского, где лжепророк несёт в себе поначалу самостоятельную от антихриста идею – совсем как в сцене изложения Верховенским своих замыслов: «Слушайте, мы сделаем смуту. Мы сделаем такую смуту, что всё поедет с основ». Верховенский с поразительной точностью предвидения излагает атмосферу, которая должна создаться в результате смуты, и атмосфера эта разительно напоминает обстоятельства, явившиеся вследствие двух русских революций начала века. Ещё далее Верховенский предлагает Ставрогину взять на себя функцию властелина мира, причем появлению его как нового Мессии должно предшествовать мировое разрушение: «А тут сила, да ещё какая, неслыханная! Нам ведь только раз на рычаг нажать, чтобы землю поднять. Все подымется…

<…> и рухнет балаган, и тогда подумаем, как бы поставить строение каменное. Строить мы будем, мы, одни мы

Верховенский понял, что человечество нуждается в земном благодетеле на месте отвергнутого Бога; этот благодетель, не будучи Богом, должен обладать какими-то исключительными, не свойственными человеку качествами. Этими-то чертами и отличается Ставрогин. Во-первых, неуловимой двойственностью, сочетанием противоречащих друг другу качеств, парадоксально уживающимся в нём и дающем возможность каждому видеть в нём то, что хочется видеть. Во-вторых, подобно антихристу, Ставрогин должен стать своеобразной точкой, в которой сходятся и его богоборчество, и религиозный атеизм Кириллова, и умственное православие Шатова, и нигилизм Верховенского, и даже интуитивно-животный инстинкт Федьки Каторжного. В третьих, он находится в общении с врагом рода человеческого. Об этом Ставрогин рассказывает старцу Тихону. Он «видит иногда или чувствует подле себя какое-то злобное существо, насмешливое и разумное, в разных лицах и в разных характерах, но оно одно и то же…» (Мк.5:9; Лк.8:30). Бесславная участь Ставрогина и его смерть в конце романа даёт посыл к неизбежной и бесславной кончине его прототипа, предсказанной в Апокалипсисе.

История создания.

«Бесы» — самый политизированный роман Достоевского, был написан под впечатлением от террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих. Непосредственным прообразом сюжета «Бесов» стало дело об убийстве студента Иванова, задуманное С. Нечаевым с целью укрепления своей власти в революционном террористическом кружке.

Поначалу Достоевский замыслил небольшое произведение на злобу дня, которое планировал вскоре закончить. Но в процессе написания значительно усложнились его идея и сюжет. По свидетельству писателя из писем Н.Н. Страхову 1870 года замысел романа зародился в конце 1869 года. К работе над «Бесами» писатель приступил в январе 1870 г. в Дрездене. Достоевский в письмах замечает, что смотрит на роман с тенденциозной стороны даже больше чем с художественной.

Работа приостановилась летом, когда первый план стал занимать образ Ставрогина, ставший ключевым героем «Бесов». До лета 1870 г. в замысле оставался памфлет на либералов-западников, постоянно развиваемый и углубляемый различными политическими и религиозно-философскими спорами. Тем не менее, уже со второй половины февраля 1870 г. Достоевский планировал выйти за рамки политического памфлета. Что и произошло: замысел был кардинально переработан, и политический памфлет уступил место роману-трагедии.

В «Бесы» вошли части замысла большого романа «Жития великого грешника», возможно, зародившегося у Достоевского сразу после возвращения из ссылки. Роман «Бесы» стал романом-предсказанием, романом-предупреждением, не потерявшего значения вплоть до наших дней.

Отношение автора к вере.

Достоевский родился в верующей православной семье. В детстве Достоевский ежегодно совершал с родителями, братьями и сёстрами паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Впоследствии он тепло вспоминал причастие в деревенском храме, во время которого «голубок пролетел через церковь из одного окна в другое», богородичную молитву с няней перед сном: «Всё упование на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим», любовь к которой пронёс через всю жизнь и впоследствии читал детям перед сном. Огромное впечатление на него производило и чтение Евангелия.

Верующим оставался Достоевский и в юношестве, и во время учебы в Инженерном училище – до того, что она вызывала насмешки у сокурсников.

После публикации в 1845 г. «Бедных людей», принесших ему славу и сближения с Белинским, вера Достоевского терпит значительный урон. Писатель позже признавался, что потерял Христа, потому что превратился в европейского либерала. Тогда же он отходит от Православной Церкви, перестает бывать на службах, исповеди, несколько лет не причащается, сомневается в божественности Христа, но перед личностью и подвигом Спасителя даже и тогда испытывает чувство преклонения.

Два года спустя, прекратив общение с Белинским из-за ссоры, он возвращается в Церковь. Воспоминания его друга С.Д. Яновского описывают его как верующего: «Вернейшее лекарство у него всегда была молитва. Молился он не за одних невинных, но и за заведомых грешников».

Впрочем, в церковь Достоевский ходил не часто. Показательно, что стоя на эшафоте в ожидании смерти, Достоевский отказался от исповеди и причастия, хотя и переживал в эти секунды он сильнейшее духовное потрясение. В Петропавловской крепости Достоевский читает Библию, присланную братом (впоследствии он рассказывал, что чтение Библии в заключении положило начало его духовному перерождению), и сочинения святителя Дмитрия Ростовского. Библию украли по дороге в Сибирь, но в Тобольске от жен декабристов Достоевский получил Евангелие и, в течение четырех лет, ежедневно перечитывал его на каторге. А после каторги он знакомится и с трудами отцов Церкви.

Окончательно и бесповоротно Достоевский возвращается к православию только в 60-е годы. Именно тогда в литературных трудах центральной темой его становится христианство. Это выражается в публицистике, которую Достоевский печатал в редактируемом им журнале «Время», причем обличая католицизм, к которому сохранил неприязнь до самой смерти.

Окончательно Достоевский обретает себя как православного человека в последние десять лет жизни, после женитьбы на Анне Григорьевне Сниткиной, всю жизнь сохранявшую связь с Церковью и ходящей в храм по воскресным и праздничным дням. Общую свою семейную жизнь они строят на молитве и на подчинении Божьей воле. Последние три дня жизни, когда стало ясно, что жизнь подходит к концу, Достоевский вёл себя как твердо верующий православный христианин. Когда началось горловое кровотечение, попросил сходить за священником, долго исповедовался. После причастия благословил жену и детей, перед смертью попросил дать ему Евангелие, подаренное женами декабристов. вечером он отдал это евангелие старшему сыну и через два часа скончался. Все это время, по свидетельству жены «по умиротворенному виду его было ясно видно, что мысль о смерти не покидает его и что переход в иной мир ему не страшен».

Стоит добавить, что самым любимым русским святым был для Достоевского святитель Тихон Задонский. Трижды посещал он и своего современника – оптинского старца Амвросия. Оба они стали прототипами героев двух его романов.

Биография.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных. С сентября 1834 года вместе с младшим братом отдан в пансион Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве. В 1837 году умерла мать. В том же году отец отдает братьев Федора и Михаила в Главное инженерное училище в Петербурге. Здесь Фёдор начинает писать.

По окончании училища в 1843 году, Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку. В конце мая 1845 г. Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди», который сделал его знаменитым. В этот же период были написаны повести — «Хозяйка» (1847), «Слабое сердце» (1848), «Белые ночи» (1848).

С конца января 1847 года Достоевский начал посещать «пятницы» Петрашевского, а осенью 1848 года познакомился со Спешневым, вокруг которого составилось тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было осуществление переворота в России.

23 апреля 1849 г. он, в числе многих петрашевцев, был арестован и в ноябре приговорён к «смертной казни расстрелянием». Смертный приговор был отменён «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. В конце ноября император Николай Первый заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырёхлетним с последующей военной службой рядовым.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. В конце февраля 1854 года был отправлен рядовым в полк в Семипалатинск, произведён в унтер-офицеры, а некоторое время спустя – в прапорщики.

Амнистия и разрешение публиковаться были объявлены Достоевскому 17 апреля 1857 года. 6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой (умерла в 1864 году). В 1859 году, после поселения Достоевского в Твери, опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», но уже в конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург.

С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» (1862), «Записки из подполья» (1864).

Летом 1862 года Достоевский первый раз выехал за границу, побывав в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии.

В 1866 г. при написании романа «Игрок», Достоевский знакомится со стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной, а год спустя, 15 февраля 1867 года, венчается с ней и уезжает в свадебное путешествие за границу.

В путешествии создается роман «Идиот» (1868), по завершении которого Достоевский задумал эпопею «Атеизм» (1869—1870), изменив её название на «Житие великого грешника». Этот план не осуществился, но части замысла воплотились в 1870-1872 годах — при работе над романом «Бесы», в 1874-1875 годах — при написании романа «Подросток», и в 1878-1880 годах — при создании романа «Братья Карамазовы».

8 июля 1871 года, после четырёхлетнего пребывания в Европе, писатель с семьёй вернулся в Петербург, где с 1873 г. в журнале «Гражданин» ведёт отдел «Дневник писателя», который пользовался большой популярностью.

Прижизненная слава писателя достигла своего апогея после выхода романа «Братья Карамазовы».

28 января 1881 года, на 60-м году жизни Фёдор Михайлович Достоевский скончался от туберкулёза лёгких. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Автор текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

Оставить комментарий