Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На полотне Алонсо Кано изображена таинственная сцена, на которой мы видим Христа, поддерживаемого за плечи ангелом, который как бы возносит Его над гробницей. Можно предположить, что таким символическим образом живописец представил момент воскресения Христа. Каким образом произошел этот переход от смерти к жизни и, что случилось в этот момент с телом Господа, остается великой тайной. В тексте Библии говорится лишь о том, что духовное естество Иисуса после Его физической смерти нисходило в ад, откуда Спаситель вывел томящиеся в Преисподней души. Подтверждение этому есть в словах послания апостола Петра: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:18-19). Таким образом, Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью искупил первородный грех прародителей.
Действие на полотне Алонсо Кано происходит на фоне умиротворенного утреннего пейзажа, освещенного первыми лучами восходящего солнца. Тело Господа кажется невесомым, ангел словно не прилагает никаких усилий, чтобы поднять его. Взгляд небесного посланника исполнен печали и направлен на зрителя, что прекрасно передает трагизм сцены. Справа видны очертания города, а слева изображены орудия Страстей Христовых - терновый венец, гвозди, и выступающая из темноты фона золотая чаша, в которой находится губка, которую во время казни обмакивали в уксус.
Следуя классическому идеалу, Кано делает тело Христа пропорциональным и совершенным, на нем едва видны следы крови. Художник использует все экспрессивные средства света, сочетая неподвижную белизну тела Господа с розоватым оттенком кожи ангела и темным тоном фона, что погружает сцену в атмосферу покоя и тайны.
История создания
В коллекции музея Прадо находятся два полотна с идентичным названием и сюжетом, изображающим испустившего дух Христа. Не сохранилось данных о том, кто был заказчик данных полотен, однако, можно предположить, что сам Кано мог быть заинтересован в разработке и совершенствовании этого сюжета. Живописец был большим идеалистом среди всех художников Испанского Барокко и, вместе с Веласкесом, самым последовательным классиком. Для его произведения характерна особая тонкость передачи сюжета, вкус к простой красоте и постоянный поиск совершенства.
Отношение автора к вере
Библейские темы были одним из основных направлений в творчестве Алонсо Кано. Сам художник относился к католикам по вероисповеданию. В жизни ему не раз пришлось пережить довольно трудные ситуации, выход из которых помогли найти вера и упование на Божью милость. Так, в 1644 году, потеряв жену, он сам был обвинён в ее смерти и заключён под стражу, претерпевал истязания и пытки, но в итоге сумел доказать свою невиновность. Итогом этих испытаний стало желание художника уйти в монастырь, которое он пытался осуществить по приезде в Валенсию. Однако Алонсо Кано остался верен творческому служению. В 1652 году он вернулся в родной город, где, при содействии короля Филиппа IV, стал экономом кафедрального собора, а затем украсил его главную часовню и был назначен главным живописцем собора. Эти факты биографии свидетельствуют о высоком уровне доверия к личности живописца, в полной мере воплотившего свой талант перед Богом.
Биография
Изначально Алонсо Кано обучался у своего отца, алтарного мастера. Затем поступил в мастерскую Франсиско Пачеко, где учился со своим старшим товарищем Веласкесом.
В 1638 году, когда художник уже завоевал репутацию мастера в Севилье, он был призван ко двору Оливаресом, где служил придворным живописцем и королевским адъютантом. Однако из севильского периода Кано сохранилось не так много работ.
Общение Кано с Веласкесом в Мадриде, а также его работа для Королевских Коллекций, реставратором которых он был, особенно после пожара во дворце Буэн Ретиро в 1640 году, дали художнику возможность проникнуть в тайны венецианской живописи. В тот период он окончательно дистанцировался от натурализма, а его работы несут печать влияния венецианских живописцев XVI века и творчества Ван Дейка. Так формируется собственный стиль Кано, поразительно отличающийся от манеры его современников.
Первое известное полотно — портрет святого Франсиско де Борха — относится к 1624 году. В 1629 году создал свою самую большую работу — алтарный образ церкви Санта Мария де Лебриха в Севилье. В 1638 году перебрался в Мадрид, был близок к графу-герцогу де Оливаресу.
Художник умер в 1667 году и был похоронен в крипте кафедрального собора Гранады.
Автор текста: Миненко Евгения.