«Эдемский сад» - Ян Брейгель Старший

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Эдемский сад»
«Эдемский сад»
Автор: Ян Брейгель Старший
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: «Эдемский сад»
Жанр: Художественное
Год создания: 1613 г.
Эпоха/течение: Анималистика, пейзаж

Описание произведения

«Эдемский сад» Брейгеля изображает животный мир в его гармоничном состоянии совершенства до грехопадения. Поначалу внимание зрителя привлекает впечатляющее многообразие видов зверей. Слева изображены страусы, одногорбый верблюд, пара львов, серая атлетически сложенная кобыла, обезьянка на дереве, черепашки. В правой части картины мы видим представителей крупного рогатого скота, а также леопардов. Глаз привлекает множество птиц, включая лебедей, павлинов, цапель и уток по обе стороны ручья, изображенного на переднем плане. Невдалеке бродят козы, а за ними - олени и слоны. Повсюду летают разнообразные птицы: знакомые европейские виды смешиваются с более экзотическими райскими птицами. В самом дальнем левом углу взгляд наконец-то останавливается на главном предмете картины - крошечных обнаженных фигурах Адама и Евы, изображенных в тот момент, когда их ведет змей, чтобы они вкусили запретный плод от Древа познания добра и зла и таким образом совершили первородный грех.

Колорит работы яркий, цвета распределяются в духе классической школы. Передний план с образами животных обозначен в серых, жёлто-охристых тонах. Композиция второго плана решена в доминирующих тёплых зелёных оттенках – это изображение растительности райского сада. Дальний план, традиционно представленный небом, рекой, лесной рощей, изображается холодными голубыми и синими тонами.

Таким образом, картина «Эдемский сад» представляет собой прекрасно выполненное панорамное изображение первозданного мира, наполненного гармонией и изобилующего разнообразием животной жизни.


История создания

Произведение «Эдемский сад» выполнено маслом на медной панели в 1613-м году. Картина имеет достаточно небольшой формат 23,7 х 36,8 см. Работая над сюжетом, Брейгель Старший использовал впечатления, полученные от посещения зверинца эрцгерцогов, при которых он был придворным живописцем в Брюсселе. Там художник лицезрел множество самых разных зверей и птиц вживую. Очевидцы описывали этот зверинец как парк, полный оленей и птиц, включая вольеры с попугаями, алыми Ара, редкими фазанами, дикими и индийскими голубями, воробьиными ястребами из Исландии и многими утками. 

Примечательно, что изображение величественной серой лошади в дуэте со львами является не просто символическим отражением их как зверей царственных, но также это отсылка к эрцгерцогу Альберту и его супруге испанской инфанте Изабелле – покровителям художника.

К сожалению, ранняя история этой картины неизвестна. Она вошла в Нортумберлендские коллекции с приобретением четвертым герцогом экспозиции галереи братьев Камуччини в Риме в 1853-м году. Дата приобретения экспозиции братьями Камуччини неизвестна, но не исключено, что картина находилась в Риме с более раннего периода.

«Эдемский сад» восходит к сюите известных «райских» работ художника, из-за которых он и получил свое прозвище – «Райский». В этих изысканных произведениях искусства Яну Брейгелю Старшему удалось выразить не только противостоящую Реформации религиозную мысль о сотворении мира, но и растущий современный интерес к классификации и представлению всех многочисленных существующих в мире видов. По сей день такие произведения неизменно остаются самыми редкими и ценными из всех творений художника.


Отношение автора к вере 

Творчество Яна Брейгеля Старшего основывалось на религиозных мотивах своего времени  и отвечало духу католической Контрреформации. Более того, в его произведениях ярко проявились влияния разного рода идеологических течений, которые существовали тогда в Нидерландах.

По примеру современной творческой интеллигенции художник верил в то, что всё живое на Земле является ярким свидетельством Божьего откровения. Таким образом, брейгелевские реалистичные изображения природы с обильным включением в пейзаж цветов, фруктов и животных явно соответствовали позиции, согласно которой изучение Божьих созданий – один из важных способов приближения к Творцу. 

Биография

Ян Брейгель Старший (известный как «Бархатный», или «Цветочный») родился в 1568-м году в Антверпене. Он был сыном выдающегося фламандского художника эпохи Возрождения - родоначальника династии Питера Брейгеля Старшего, а также братом Питера Брейгеля Младшего и отцом Яна Брейгеля Младшего. 

Ян Брейгель Старший работал во многих жанрах, включая исторические картины, цветочные натюрморты, аллегорические и мифологические сцены, пейзажи и марины, бытовой жанр, батальные сцены. Его ранние работы часто представляют собой лесные пейзажи с библейскими или историческими эпизодами. Позже он обратился к чистой пейзажной живописи и городским видам, а также к натюрмортам (зрелый период творчества мастера). 

Ян Брейгель Старший был новатором, который изобрел новые типы картин – например, картины с цветочными гирляндами, райские пейзажи и галерейные картины первой четверти XVII-го века. Также мастер создавал копии работ своего отца. Чаще всего это были переработки жанровых сцен и пейзажей с крестьянами.

Брейгель был придворным живописцем эрцгерцога Альбрехта и герцогини Изабеллы, наместников испанских Нидерландов. В Антверпене занимал должность декана гильдии живописцев св. Луки.

Художник известен также под прозвищами «Бархатный» и «Цветочный». Первое прозвище он получил за пристрастие к роскошным дорогим соответственно бархатным одеждам, второе – отсылка к специализации мастера в цветочных натюрмортах. Гораздо реже упоминаются его прозвища «Райский» и «Адский» - за изобретение жанра райского пейзажа и за написание картин со сценами ада и гротескными образами в нем.

Ян Брейгель Старший был близким другом Питера Пауля Рубенса. Известен ряд полотен, написанных этими двумя художниками в соавторстве. Рубенс и Брейгель были ведущими фламандскими художниками в первые три десятилетия XVII-го столетия.

Живописец Ян Брейгель Старший скончался в 1625-м году в возрасте 56-ти лет от холеры. Трое из его десяти детей также стали жертвами этой болезни.

В истории искусства Ян Брейгель Старший остался как блестящий фламандский художник эпохи барокко.

Автор: Людмила Нестерова. 


Оставить комментарий