yandex

Воскрешение Лазаря -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание иконы.

Евангельский сюжет о воскрешении праведного Лазаря стали разрабатывать еще в катакомбном искусстве. Воскрешение трактовалось, как прообраз воскресения Самого Христа и напоминало о Страшном Суде, когда все должны будут восстать из своих гробов, подобно Лазарю. В римских катакомбах насчитывалось более двадцати изображений на этот сюжет – от простых двуфигурных, до сложных, изобилующих деталями и персонажами. Вероятно, тема воскрешения Лазаря связывалась с надеждой на скорое воскресение захороненных в катакомбах первых христиан.

Евангельский текст в IV веке был переработан Святителем Епифанием Кипрским, именно благодаря ему иконография дополнилась деталями, и уже к VI веку полностью сложилась.

Выработанная схема представляет Христа в окружении группы апостолов, он воскрешает Лазаря, спеленутое тело которого иногда поддерживают, а иногда начинают снимать покровы окружающие, один молодой человек при этом закрывает нос краем одежды. Между Христом, расположенным в левой части композиции, и пещерой с гробом Лазаря, в правой части, помещена группа иудеев. Мария и Марфа припадают к ногам Иисуса. Именно такой иконографической схемой пользовалось большинство иконописцев.

Икона «Воскрешение Лазаря» из церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, близ Новгорода, написана как раз в соответствии с таким типом. Эта Успенская церковь была поставлена в середине XIV века, вскоре после этого была расписана. Фрески храма уникальны и имеют свою, наполненную событиями, историю. Вероятно, для Успенского храма был написан и иконостас, однако во время шведской оккупации 1611—1617 годов, церковь была разорена. В 1825 году часть храма опять пострадала, теперь во время пожара от удара молнии. Предполагают, что до начала XX века сохранился сборный иконостас. Пять икон из праздничного ряда имеют один стиль написания, они относятся к 70-80-м годам XV века. Икона «Воскрешение Лазаря» как раз относится к их числу. Ее размер 89,5 х 65 см, сохранность хорошая, отмечаются лишь незначительные утраты поля.

Эта икона, созданная в эпоху расцвета древнерусского искусства, необычайно глубоко воплощает сказанное евангелистом Иоанном. Иисус Христос, полный одухотворенной силы, благословляет поднявшегося из гроба спеленутого, еще совсем потустороннего, Лазаря. Горки над Иисусом сияют розовыми, желтыми, серебристыми оттенками, словно сама земная твердь залита, сопутствующим чуду, ослепительным светом. За Иисусом Христом стоят апостолы, они самоуглубленно размышляют о свершившемся пред их глазами.

Между Спасителем и Лазарем стоят иудеи, их лица выражают разнообразные чувства и мысли – потрясение, сомнение, а также просветление от обретенной веры. Один из них пытается снять с Лазаря покровы и зажимает нос. Этим напоминаются слова Марфы: «Господи, уже смердит: четверодневен бо есть» (Ин.11:39). Зев пещеры окаймлен горками, они взметаются вверх, подобно языку пламени.

Светла вера на лицах, припавших к ногам Иисуса Христа, Марии и Марфы. Разным цветом одежды выразил иконописец своеобразие служения каждой из них: темный наряд Марфы соотнесен с ее земными трудами, алый убор Марии, как знак осенившей ее радости от явленного чуда, приобщающего к «единому на потребу».

Городская стена, объединяющая горки, напоминает о грядущем торжественном въезде Господа в Иерусалим перед Страстной седмицей. Ведь в годовом круге церковных богослужений, Лазарева суббота всегда предшествует празднику Входа Господня в Иерусалим. Мастерство неизвестного древнего иконописца проявилось в умении уравновесить насыщенную композицию центральной части иконы, разместив горизонтальную линию городской стены в ее верхней трети.

Во время Великой Отечественной войны икона «Воскрешение Лазаря» была вывезена в Германию, откуда возвратилась в 1946 году. После длительной реставрации в 1957 году, определена в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

История образа.

О воскрешении Лазаря говорит евангелист Иоанн, изложив это событие во всех подробностях. Лазарь жил в Вифании, вместе со своими сестрами Марфой и Марией. Иисус Христос очень любил эту семью и как только узнал, что Лазарь болен, отправился к нему, сказав: «сия болезнь несть к смерти, но о славе Божей, да прославится Сын Божий ея ради» (Ин.11:4). Христос не торопился: «Егда же услыша, яко болит, тогда пребысть на немже бе месте два дни» (Ин.11:6). Как только сообщили, что Лазарь умер, Иисус сказал, что: «… друг наш успе: но иду, да возбужу его» (Ин.11:11).

К тому времени, когда Христос пришел на место, Лазарь уже четыре дня, как скончался. Спаситель сначала встретился с Марфой, а потом и с Марией, в сопровождении утешающих. Все отправились к том месту, где Лазарь был погребен во гробе. Когда камень отвалили, Иисус Христос помолился и призвал: «Лазаре! Гряди вон». После этих слов, из пещеры вышел Лазарь в погребальных пеленах, которые Спаситель повелел развязать.

Пришедший ко гробу народ подивился чуду, «многие уверовали», пишет евангелист, но «нецыи же от ни́х идо́ша к фарисе́ом и реко́ша и́м, я́же сотвори́ Иису́с» (Ин. 11:46). После чего фарисеи собрали совет, на котором «совещаша, да убиют его́» (Ин. 11:53). Незадолго до собственной смерти, Христос сотворил чудо, которым подтвердил возможность воскресения. Все христиане вспоминают воскрешение праведного Лазаря в субботу перед Страстной седмицей.

Особенности иконописной школы.

Икона «Воскресение Лазаря» из Успенской церкви Волотова поля имеет значительное сходство с аналогичной, из таблеток (двухсторонних выносных икон), Софии Новгородской.

После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году, на новгородскую кафедру был поставлен архиепископ Геннадий, который много своих сил направил на увеличение грамотности среди церковнослужителей и священства, а также на борьбу с ересью жидовствующих. Он был инициатором и руководителем первого в истории полного свода библейских книг Ветхого и Нового Заветов на церковнославянском языке, ставшего основой позднейших печатных изданий Библии. Владыка придавал большое значение образованию духовенства, упорядочиванию богослужебной практики, сведению иконописных образцов праздничного чина к единообразию.

В мастерской при архиепископском дворе работали самые опытные иконописцы, которые все чаще применяли московские образцы. Влияние Москвы проявляется не только в использовании иконографических изводов, но и в стиле. Если у старых мастеров новгородской школы моделировка лиц решена с помощью графических приемов, а складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, то здесь нередко можно видеть светотеневую проработку. В новгородской иконописи более раннего периода, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу, а в этих работах красочная гамма более мягкая. Фигуры выписаны более вытянутыми и гибкими, что, в совокупности с особой виртуозностью исполнения, показывает заметное воздействие московской живописи.

Однако новгородские мастера в те годы не потеряли своего творческого лица – они более свободно обращаются с каноном, используют большое разнообразие композиционных типов, более сложные архитектурные формы и смелые пространственные решения. Образы на иконах имеют внушительность и даже некоторую суровость, они решены обобщенно, часто упрощенными линиями, формы и детали укрупнены, рисунок обладает плоскостностью, несколько геометричен.

Так и в иконах из храма на Волотовом поле, старые традиции новгородской школы проявляются еще достаточно ярко, орнаментальная разделка позема типична для новгородских икон зрелого и позднего XV века. Однако в них нет уже той искренней простоты, которой отмечены более ранние иконы, наблюдается тяготение к «украшательству», что видно по более дробной трактовке лещадок горок в иконе «Воскрешение Лазаря» и других.

Пять икон из Успенской церкви на Волотовом поле, вероятно, были написаны в мастерских при архиепископском дворе (во владычных палатах) и послужили образцами для софийских таблеток, написанных чуть позже. Искусствоведы датируют написание этих икон 1470 – 1480 годами, тогда как софийские таблетки относят к рубежу XV - XVI веков.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий