yandex

Въезд Христа в Иерусалим - Пьетро ди Джованни д'Амброджо

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Въезд Христа в Иерусалим
Въезд Христа в Иерусалим
Автор: Пьетро ди Джованни д'Амброджо
Местонахождение: Парма, Галерея Джузеппе Стуарда
Произведение: Въезд Христа в Иерусалим
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: кватроченто
Дата создания: ок. 1435-1440 гг.

Описание произведения.

Небольшая деревянная панель, размером 26 на 54 см, итальянского художника Пьетро ди Джованни д'Амброджо «Въезд Христа в Иерусалим» отражает событие, которое описали все четыре евангелиста. В память о нем установлен праздник Вербное (Пальмовое) воскресенье, за которым начинается Страстная седмица – последняя неделя перед праздником Пасхи Христовой.

Евангелисты рассказывают, как по указанию Иисуса апостолы берут в Вифании молодого осла (который еще не был под седлом), а также ослицу, причем хозяева не препятствуют им.

По дороге в Иерусалим, Иисуса встречает народ, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». (Мф. 21:9). Люди радуются и ликуют, не зная, что уже через несколько дней будут кричать «распни Его!». (Ин.12:15).

Прибытие в Святой град Спасителя произошло накануне иудейской Пасхи. Оно было предсказано в пророчествах, как предшествующее Страстям Христовым. Паломники всегда входили в Иерусалим пешком, в знак смирения перед храмом и оказывая почтение древнему городу. Иисус Христос въезжает в Иерусалим на осленке, рядом видна и ослица. Евангелисты не уточняют, каким именно образом – пешим или верхом, он попал в город.

Позади Иисуса Христа идут двенадцать апостолов. Если приглядеться, то можно заметить, что художник не нарисовал нимб у одного из них. Лица апостолов расположены в различных ракурсах, на них отражено многообразие эмоций. Исследователи творчества художника видят в этом свидетельство того, что Пьетро изучал работы признанного мастера флорентийской школы живописи Мазаччо.

Христа встречают жители Иерусалима, они ликуют и размахивают вайями – пальмовыми ветвями, темные листья которых, создают причудливый узор на арке входа. Иерусалим написан, как современный художнику европейский город – сооружения, виднеющиеся за стеной, напоминают романские постройки. Шествие подходит к городским воротам, здесь художник буквально отражает слова из псалма: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы». (Пс.23:7) - такое песнопение используется в католическом богослужении праздника.

Некоторые горожане снимают одежды и выстилают ими путь Христа, который художник изобразил усыпанным острыми камнями. На востоке особым уважением считалось оказание внимания к ногам человека. Тем более это было важно в Иудее, с ее каменистой почвой, не случайно псалмопевец обращается именно к этому образу: «да не преткнешься о камень ногою твоею». (Пс.90-12). Особое значение придавалось покрытию земли в определенных местах, укладывание под ноги Христа одежд, подобно коврам, показывает то внимание, которое оказывали Ему жители Иерусалима.

Изображение деревьев, на которых сидят срывающие ветви люди – характерно для иконографии праздника Вход Господень в Иерусалим. На данной картине художник выразил это с точки зрения понимания европейца. Господь живет на земле последние дни, а жизнь продолжается – обрабатывается земля, заготавливаются растения, пока одна часть людей приветствует зелеными ветвями Господа, другая пополняет закрома. Художник привлекает внимание к фигуре крестьянина, почти скрывшегося под мостом. То, что происходит вокруг процессии, обращает к словам Иисуса: «…так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». (Мф. 24:39-42).

Картина написана с использованием яркой цветовой палитры. Это преимущественно синие, красные, розовые цвета, подчеркнутые темной зеленью и разными оттенками охры. Нимбы Христа и апостолов справа, светятся золотом на фоне сочной зелени, скорее средиземноморской, чем палестинской. Фигуры людей слева, силуэт дерева и вайи пальм, своими острыми завершениями напоминающие об иглах тернового венца, ожидающего Иисуса в Иерусалиме, отчетливо выделяются на светлых стенах города. Изображение очень контрастно, обладает внутренним напряжением – художник показывает жертвенную готовность Христа к смерти.

История создания.

Предполагают, что картина «Въезд Христа в Иерусалим» была написана в 1435-40 гг. и вместе с панелями «Св. Моника провожает св. Августина в Рим» и «Рождество св. Николая» составляла пределлу - невысокую надставку задней части престола в алтаре католического храма. Предполагают, что заказ был сделан для алтаря в капелле св. Николая сиенской церкви Сан Агостино.

Существует несколько вариантов реконструкции алтаря, которому принадлежала эта пределла. По одной версии это был триптих, по другой версии пентаптих, то есть, полиптих из пяти частей. Предполагают, что центральной панелью полиптиха служил образ «Мадонны с младенцем», что сейчас хранится в Бруклинском музее, слева от него располагалась картина «Святой Августин» (сейчас в музее Линденау, Альтенбург), а справа, вероятно, утраченное изображение святой Моники.

Отношение автора к вере.

Говоря об отношении Пьетро ди Джованни д'Амброджо к вере, надо обратить внимание на его родной город – Сиену. Сиенскую школу живописи отличало особое, присущее только ей смешение византийских, готических и ренессансных элементов.

Джорджо Вазари, считающийся основателем искусствоведческой науки, недооценивал мастерство сиенских живописцев, считая их слишком традиционными. Сиенская живописная школа была глубоко религиозна, имела свое особое мировидение. Сиенский художник ближе «миру горнему», чем земному, поэтому он следовал тем художественным приемам, которые с его точки зрения могли реальнее передать религиозную идею, чем то, что называют «реализмом». Пьетро ди Джованни д’Амброджо принадлежал к наиболее активной и важной части художников сиенской школы своего времени.

Биография.

Пьетро ди Джованни д’Амброджо относится к ярким представителям живописцев Сиены первой половины XV века. Даты его рождения и смерти неизвестны, в документах он упоминается с 1410 по 1449 год, а число его работ, дошедших до наших дней, невелико. Художественному мастерству Пьетро обучался, вероятно, в мастерской Стефано ди Джованни Сассетты. В 1428 году Пьетро ди Джованни становится членом гильдии сиенских художников. Пик его творчества приходится на 1430-40 гг., именно к этому времени относятся сохранившиеся целиком алтари, которые приписывают Пьетро — «Рождество со святыми Августином и Гальгано», «Вознесение Марии со святыми Стефаном и Сигизмундом» и «Мадонна с младенцем и святыми Себастьяном и Фабианом».

Первым крупным произведением Пьетро ди Джованни, дошедшим до наших дней, является алтарь «Рождество со святыми Августином и Гальгано», который иногда именуют «Поклонение пастухов». Эта картина написана на фоне фантастического пейзажа. Одни эксперты считают, что прототипом для этой сцены послужила фреска «Рождество Марии», написанная в 1335 году Амброджо Лоренцетти на фасаде сиенского госпиталя Санта Мария делла Скала. Другие полагают, что прототипом трехчастного алтаря мог послужить «Алтарь св. Виктора» из сиенского собора, созданный Бартоломео Булгарини в 1351 году. По сторонам от сцены Рождества и поклоняющихся пастухов, которых сопровождает довольно экзотический пёс, расположились св. Августин, основатель монашеского ордена, и св. Гальгано, который изображался с мечом, воткнутым в камень — свидетельством его решимости порвать с жизнью рыцаря и стать монахом-отшельником.

Влияние Сассетты угадывается во многих произведениях Пьетро ди Джованни. К таким работам относятся, например, две панели «Св. Михаил-архангел» и «Св. Николай Барийский». Краска на большой части этих картин утрачена так, что местами видна деревянная основа, однако сохранились великолепно исполненные лица святых. Ранее они были боковыми створками комнатного триптиха, центральная часть которого — «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Доротеей» находится в музее Берлин-Далем.

Документы от 1440 года сообщают о выплате художнику денег в связи с завершением неких работ в Читта ди Кастелло, однако суть этих работ в документах не указана. В том же году, согласно записям в архивах, Пьетро трудился над фресками лечебницы госпиталя Санта Мария делла Скала в Сиене, все эти росписи погибли. В 1444 году после смерти известного сиенского проповедника Бернардина художник написал первый (или один из первых) портретов будущего святого для церкви Оссерванца, находящейся на холме Каприола к северо-востоку от Сиены. Церковь Оссерванца стала отправной точкой для распространения культа св. Бернардина, а портрет, созданный Пьетро ди Джованни д’Амброджо, стал чем-то вроде канона для изображения этого святого. Художник написал его в повороте в 3/4, в облике почтенного старца в серой рясе, с длинным носом и ввалившимися щеками, свидетельствующими о беззубом рте. Левой рукой он держит книгу с цитатой из послания апостола Павла к колоссянам, а двумя пальцами правой удерживает висящую в воздухе бестелесную монограмму IHS, которой он призывал поклоняться своих адептов, за что был обвинён в ереси, но позже оправдан. Портрет имеет дату и подпись художника.

В том же 1444 году для монашеского братства в Борго Сан Сеполькро Пьетро ди Джованни расписал замечательную хоругвь, на одной стороне которой изобразил «Распятие», на другой «Святую Екатерину Александрийскую во славе». Такая иконография святой достаточно необычна. Екатерина обряжена в роскошный далматик с золотым орнаментом и восседает на обломках своего орудия пыток; её светлые волосы украшены цветами, ангелы коронуют её. Искусствоведы в этом творении видят влияние не только Сассетты, но и Пьеро делла Франчески.

В 1446 году Пьетро ди Джованни написал фреску «Распятие» в сиенской городской ратуше, а двумя годами позднее завершил работу над картиной «Св. Бернардин» в Лучиньяно. Возможно также, что в эти годы он принимал участие в росписях клуатра монастыря августинцев в Леччето. Кроме этого совместно с Веккьеттой художник работал над росписью створок реликвария в Сиенском соборе.

К поздним работам мастера принадлежит алтарь «Вознесение Марии со святыми Стефаном и Сигизмундом». Алтарь ранее находился в капелле Ла Бефа приходской церкви селения Мурло в сиенском контадо и приписывался кисти анонимного автора, обозначенного как «Мастер Монтепертузо». Однако большинство экспертов склоняется к тому, что, судя по живым, ярким краскам и характерности персонажей, это произведение Пьетро ди Джованни.

Кроме перечисленного, Пьетро ди Джованни д’Амброджо приписывают находящиеся в различных музеях: небольшой триптих «Мадонна с младенцем и святыми», «Пьету с символами страстей Христовых», две детали от алтаря с изображениями «Св. Урсулы» и «Св. Агаты», таволетту «Бичевание Христа» для сиенского казначейства, панель пределлы «Поклонение волхвов», 4 панели пределлы, посвящённые житию св. Варфоломея: «Проповедь св. Варфоломея» и «Усекновение главы св. Варфоломея», «Св. Варфоломей перед царём Астиагом» и «Мученичество св. Варфоломея», «Мадонну с младенцем и ангелами», «Мадонну Смирение» и ещё как минимум два портрета святого Бернардина из частных коллекций.

Пьетро ди Джованни д’Амброджо известен также как художник-миниатюрист, иллюстрировавший светские и религиозные книги.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий