yandex

Икона "Воскресение Христово (Сошествие во ад)" - Московская школа/Дионисий

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона "Воскресение Христово (Сошествие во ад)"
Икона "Воскресение Христово (Сошествие во ад)"
Иконописная школа/ автор: Московская школа/Дионисий
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Название иконы: Икона "Воскресение Христово (Сошествие во ад)"
Жанр: Икона
Время создания: ок. 1502 г.

Описание иконы.

Икона «Воскресение Христово» из местного ряда Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря имеет размер 136,5 x 99 см. Она написана известным московским живописцем Дионисием вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром в самом начале XVI века. Икона выполнена в полном соответствии с византийским иконографическим каноном праздника, но обладает своеобразием, отразившем сложившийся в русских монастырях обычай изображать олицетворения добродетелей и пороков, обозначая их особыми надписями. Подобная иконография «Сошествия во ад» сложилась под влиянием назидательных сочинений восточных аскетов, прежде всего преподобного Иоанна Лествичника. Искусствоведы предполагают, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, сформировались к XIV веку под влиянием широко распространенного на Руси "Жития Василия Нового", где подробно описаны видения Рая, Страшного Суда и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, а человеческим порокам противопоставлены добродетели. Предполагают, что внимание к такому пониманию события Сошествие Христа во ад возникло из-за сильных эсхатологических настроений.

В центральной части иконы Дионисия мы видим, как Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, вокруг Него расположены фигуры восстающих из гробов праведников. Это происходит на фоне драматической баталии сил добра (ангелов) с силами зла (демонами), чьи фигуры напоминают темные дымные облака. Символическое значение образов бесплотных сил поясняется соответствующими надписями.

Легкие золотистые горки обрамляют представление основного события Воскресения Христа. Над черным провалом ада, на перекрестье поверженных адских врат, торжественно стоит Иисус Христос – подлинный Царь Славы в образе человека. Фигура Спасителя нарисована легкой и невесомой, это передано светлыми одеждами, пронизанными золотистым свечением соответственно словам «одеющагося светом, яко ризою». Он изображен на фоне Славы - голубой мандорлы, света, который Он принес во тьму ада.

Спаситель широко раскинул руки, одной из них Он выводит из гроба Адама, а другой – Еву. За Адамом следуют величественные старцы – библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков. За ними виден юноша в шкуре – Авель, сын Адама и Евы, а также увенчанные коронами Давид, Соломон и пророк Даниил в особом головном уборе. Вслед за Евой подымаются из гробов праматери, простирая ко Христу свои руки. Следом за ними стоит Иоанн Предтеча, который показывает на Христа, объясняя Его приход. Рядом с ним взирает на Спасителя старец с ковчегом в руках – праведный Ной, спасший каждой твари.

За этими персонажами Священной Истории по обе стороны от Христа идут те, чьи фигуры не так хорошо узнаваемы. Они показывают возглавляемое Адамом и Евой бесконечное, уходящее за мандорлу шествие выходящих из ада праведников. Лики идущих за Христом чисты, их разноцветные одежды пронизаны светом, они противостоят мраку и тьме ада. Черноту подчеркивает и белизна одежд, только подымающихся из гробов. В этой тьме выделяются ангел и архангел, сковывающие сатану, чем утверждающие окончательное торжество света.

Икона показывает не только полноту победы, но и путь к ней. Над сияющим во славе Христом два ангела высоко возносят крест – средство смерти и страдания, явившееся орудием победы над злом. Голубая мандорла заполнена легкими, почти не различимыми двенадцатью ангельскими фигурами. В небольших белых сферах, которые они держат в руках, видны надписи, означающие различные добродетели – милость, девство, пост, смирение, любовь, мир, кротость, радость. Длинными копьями с острыми трехзубыми завершениями они точно поражают серых демонов, над которыми видны надписи – блуд, ярость, мздоимство, жадность. Только добродетелями побеждаются людские пороки и этим обретается полнота дарованного Христом спасения. Этот образ Воскресения Христова прямо связан со словами псалма «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его ...; Яко исчезает дым, да исчезнут...».

Эта икона, которая вероятно является одной из последних работ Дионисия, написана на составной доске и, не смотря на свой возраст, имеет достаточно хорошую сохранность. Искусствоведы отмечают незначительную потерю золота на фоне и на полях, а также потертости красочного слоя на «Славе» вокруг Христа.

Икона находилась в Богородично-Рождественском монастыре в Вологодском селе Ферапонтово до его закрытия в 1924 году. После этого она была перенесена в расположенный неподалеку Кирилло-Белозерский монастырь, где был сформирован музей. В этом музее она находилась до 1962 года, когда ее взяли в Ленинград на реставрацию в мастерские Государственного Русского музея. Во время реставрации было проведено раскрытие красочного слоя от потемневшей олифы, в результате чего краски Дионисия засияли во всей красе. С 1963 года икона находится в коллекции Санкт-Петербургского Государственного Русского музея.

История образа.

Воскресение из мертвых – основное событие евангельской истории. Снятый с креста, и погребенный во гробе Иисус Христос воскрес на третий день, поправ своей смертью смерть, утвердив своим Воскресением возможность спасения человечества. В Евангелии нет повествования о самом моменте Воскресения Спасителя, хотя все евангелисты описывают события, произошедшие после него, добавляя каждый свои подробности.

С первыми лучами солнца ко гробу пришли жёны-мироносицы – те, что шли за Иисусом из Галилеи, были при Распятии и присутствовали при положении во гроб. Они собирались завершить обряд погребения и умастить Спасителя благовониями, но увидели только «мужа в блистающих одеждах», сидящего на гробовом камне, который возвестил им о Воскресении Распятого. Мироносицы рассказали об этом ученикам, пришедшие ко гробу Петр и Иоанн обнаружили там лишь погребальные пелены. Евангелисты рассказывают о том, как до самого Своего Вознесения Господь являлся ученикам, показывал Свои раны и даже вкушал пищу.

Во II веке распространился апокриф, известный как «Евангелие от Никодима» – тайного ученика Иисуса Христа. Он передает рассказ сыновей Симеона Богоприимца, умерших незадолго до Распятия Спасителя, а затем неожиданно вновь появившихся в Аримафее. По просьбе Никодима и Иосифа они записали историю своего воскресения на свитке, рассказав, как во ад сошел Иисус Христос и вывел оттуда всех праведников. Этот апокриф в наглядной форме раскрыл смысл Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью и спасения от адской бездны и тлена всех уверовавших в него. На основании этого апокрифа сложилась иконографическая традиция, изображения Сошествия Христа во ад, которая распространилась и на Руси.

Особенности иконописной школы.

Хотя икона была написана для Вологодского монастыря, однако ее автор Дионисий относится к московской иконописной школе. Иконописцы сформировали определенное направление в живописи в то время, когда отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству. Так как Москва провозглашала себя преемницей Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции. Кроме этого, характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных святых - святителей Московских Петра и Алексия, Сергия Радонежского и его учеников.

В это время для московской живописи характерны большой размер, отчетливость и некоторая плоскостность образов, декоративная яркость палитры. О монументальных росписях московских храмов середины XIV века известно только из летописных источников. Во второй половине столетия в Москву приезжает константинопольский мастер Феофан Грек. Идеи освобождения от татарского ига и объединения русских земель, находят идеальное выражение в творчестве ученика Феофана — Андрея Рублева. Продолжателем традиций Рублева в конце XV века станет еще один выдающийся мастер иконописи — Дионисий. Отличие его манеры состоит в усилившейся праздничности, тонкости и даже хрупкости образов, увеличенной каноничности, проявляющейся в повторениях поз и живописных приемов.

В дальнейшем, решения Стоглавого собора требовали от иконописцев строгого следования утвержденной иконографии, непререкаемым образцом провозглашались иконы Андрея Рублева. В целом, сила московской иконы направлена не на мгновенное восприятие образа, но на вдумчивую созерцательность. Плавные и едва заметные блики создают особую мягкость. В колористическом строе преобладают светлые, прозрачные цвета и оттенки голубого, светло-зеленого, золотистой охры, вишнево-коричневого.

Биография.

Дионисий ведущий московский иконописец и мастер фресок родился около 1440 года, его считают продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).

В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывала Успенскую церковь в Москве, предполагают, что это Успенский собор в Московском Кремле. Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец, да Коня».

Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель.

Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению.

Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500), «Сошествие в ад» (ок. 1502), «Преподобный Кирилл Белозерский».

Разные источники указывают разные даты смерти Дионисия: «после 1503 года», «до 1508 года», «после 1519 года», «середина 1520-х годов», таким образом, точное время смерти мастера не известно.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий