Феофил I Александрийский патриарх

Период жизни: 5 век
Принадлежность: Святые Отцы и Учителя
Феофил I (+ 412), патриарх Александрийский (385 - 412) Став патриархом, в жесткой форме требовал беспрекословной покорности от епископов, а непослушных подвергал тюремному заключению или изгнанию. Для поддержания своей власти Феофил Александрийский создал сеть осведомителей, имел также шпионов при императорском дворе в Константинополе; умело подкупал императорских чиновников. За единовластие в двух сферах одновременно – светской и духовной – Феофил получил отнюдь не почетное звание христианского фараона. Выстроив таким образом свою власть в Египте и в Ливии, Феофил желал распространить свои полномочия на всю территорию Восточно–Римской империи, по аналогии с папой в Риме. Борьба со свт. Иоанном Златоустом Во властолюбии кроется причина и многочисленных интриг Феофила против константинопольского архиепископа св. Иоанна Златоуста. Среди близких Феофилу людей был свящ. Исидор, которого он прочил в Константинопольские патриархи по смерти Нектария (397). Однако позже Исидор, осуждавший сребролюбие Феофила и его страсть к строительству, впал в немилость. Изгнанный из Александрии, он нашел прибежище у Иоанна Златоуста в Константинополе. Вместе с Исидором там же укрылись преследуемые со стороны Феофила четверо «долгих братьев». Вызванный в Константинополь для объяснений, Феофил объединился с противниками Златоуста во главе с императрицей Евдоксией. Результатом был печально знаменитый Собор «при Дубе» 403 года. Отношение к оригенизму В 394 г. Феофил вместе с Иоанном Иерусалимским и Руфином еще защищал Оригена от обвинений блж. Иеронима и св. Епифания. Вскоре, однако, патриарх Феофил изменил свое мнение, созвав в 399 году Собор в Александрии против приверженцев идей Оригена, которых было немало среди противостоявших патриарху нитрийских монахов. Патриархом Феофилом по подозрению в оригенизме были преданы мученической смерти десять тысяч отцов из обителей и пещер Скитских, тогда как истинная причина этих гонений состояла в том, что они укрывали священника Исидора от патриаршего гнева. Борьба с язычеством На всем протяжении всего IV века язычники оставались многочисленной и влиятельной силой в Александрии. Юлиан Отступник попытался было вернуть престиж вере предков, издав в столице Египта эдикт (4 февраля 362) об открытии языческих храмов [1]. В такой обстановке выступления александрийских христиан против язычества могли стоить им жизни [2]. Сохранились сведения о христианских мучениках, которых язычники подвергали пыткам в храме Сераписа на александрийском акрополе; император Феодосий Великий, не принимая суровых мер против виновных, все же приказал разрушить все языческие святилища — очаги беспорядков. В 389 г. Александрийский патриарх Феофил с изволения императора превратил в христианский храм святилище Вакха [3]. После кровавого столкновения христиан и язычников по указанию императора в 391 году были закрыты александрийский храм Сераписа и святилище того же бога в предместье Александрии Канопе, где патриарх основал монастырь Покаяния. Оценки Несмотря на многие неблаговидные поступки, Феофил почитался как святой в Египте, а на III Вселенском (431 г.) и V Вселенском (553 г.) Соборах он был назван в числе авторитетных отцов Церкви. Св. папа Лев I (440-461) причислял его вместе со святителями Афанасием и Кириллом I к наиболее выдающимся пастырям Александрии. Вместе с тем, патриарх Феофил заслужил негативные отзывы Сократа Схоластика, Созомена и Исидора Пелусиота, а Римский папа Иннокентий I (401-417) отлучил патриарха Феофила от Церкви [4]. Сочинения Сочинения Феофила Александрийского большей частью не сохранились; до нас дошли его дисциплинарные каноны и пасхальные послания. К Афингию, епископу, о так называемых Чистых (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. К Мине епископу (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. Наставление, данное Аммону (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. Правила Феофила, архиепископа Александрийского (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. Каноны Православной Церкви. Часть 3. Правила Архиеп. Феофила Александрийского. Holy Trinity Orthodox Mission, 2001 [1] Hist. aceph. 3. 1 [2] Сократ. Церк. ист. III 2–3; Созомен. Церк. ист. V 7 [3] или Митры и Сераписа, см. Сократ. Церк. ист. V 16 [4] Theophilus. The Coptic encyclopedia, volume 7
Экзегет
Найдено 5 толкований экзегета
На странице
20