Примасий Гадруметский епископ

Период жизни: 6 век
Принадлежность: Святые Отцы и Учителя
Самым важным комментарием, опосредовавшим трансляцию интерпретации Тикония-Августина из поздней античности в Средневековье, является труд Примасия Гадруметского (+ после 553). Мы практически ничего не знаем о жизни Примасия. Известно лишь об одном событии его жизни. Он активно участвовал в споре о «Трех главах», связанном с сочинениями трех значительных антиохийских теологов: Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Чтобы заручиться поддержкой монофизитов, Юстиниан I принял решение об осуждении их сочинений, что вызвало широкое осуждение на латинском Западе, и изначально Вигилий, епископ Римский, также выступил против действий Юстиниана. Однако, когда император вызвал папу в Константинополь, тот в конце концов согласился с действиями Юстиниана и формальным осуждением «Трех глав» Пятым Вселенским Собором (553). На всем протяжении этой истории Примасий проявил себя как верный и преданный сторонник Вигилия. Он тоже был вызван в Константинополь в 551 и возвратился в Африку после того, как поддержал постановления Собора 553 года. Через некоторое время после своего возвращения он был рукоположен в епископы Гадрумента, главного города провинции Бизанцены. Принадлежащий Примасию Комментарий на Апокалипсис - единственный его труд, дошедший до наших дней. Дата его написания неизвестна, но поскольку он упоминается у Кассиодора, то написан он был до начала спора о «Трех главах», возможно, около 540 г. Во вступлении Примасий признает свою зависимость от Августина и Тикония. Самым очевидным доказательством влияния Августина является цитируемый у Примасия без изменений фрагмент О граде Божьем 20.7-17, содержащий заметки Августина на 1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.Откр 20:1-6. Хотя Примасий защищается по поводу использования Тикония - указывая, что драгоценные камни можно достать и из навозной кучи, - и упоминает Тикония лишь дважды, очевидно, что по ходу комментария Примасий заимствует у него значительный материал. Примасий интерпретирует Откровение как книгу о земной Церкви, и у него иногда ярко проступают злободневные богословские вопросы. Он истолковывает 1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.Откр 12:1 как Церковь, облекшуюся во Христа и ныне временно пребывающую среди многих еретиков, в числе которых - Тимофей Элур, монофизитский патриарх Александрии. Неиссякающая энергия арианства в Северной Африке подтверждается его комментариями на «Альфу и Омегу» (13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.Откр 22:13). Согласно Примасию, буквы альфа и омега имеют то же значение, что и греческое слово «голубка», указывающее на равенство природ Отца, Сына и Святого Духа. Важность этого Комментария на Апокалипсис, принадлежащего Примасию, ясна из того факта, что сам он стал главным источником для всех важных комментариев восьмого века, созданных Бедой Достопочтенным, Амвросием Аутпертом и Беатом Лиебанским. +++ Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков: Новый Завет. Т. 12: Книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Федчука. Тверь, 2009, с.xxi-xxii.++
Экзегет