Дидим Слепец

Период жизни: 4 век
Принадлежность: Неоднозначные авторы
Дидим Слепец (ок. 313 - 398), богослов, экзегет. Родился около 313 года, предположительно, в Александрии. Ослеп, когда ему было 4 года, но это не помешало ему пройти обычный круг наук с таким успехом, что уже в молодые годы ему было поручено руководство Александрийской школой (вероятно, Афанасием Великим). Жил за городом, ведя аскетическое существование. Пользовался большой известностью среди своих современников, которых поражала его начитанность и память. Его неоднократно посещали Антоний Великий и Палладий. Его учениками были блж. Иероним Стридонский, Амвросий Александриец и Руфин Аквилейский. Разносторонними, но не глубокими были его познания в общих науках. Мало увлекался философией, злоупотребление ею считал корнем ересей. Из философов высоко чтил Платона, но к неоплатонизму относился сурово. Был прежде всего экзегетом. Разделял многие мнения Оригена: вечность творения мира, сравнительная плотность эфирных тел ангелов, в зависимости от степени их удаления от Бога. Возможно, что ему не чуждо было учение о предсуществовании человеческой души, но при этом отрицается переселение душ. Обвинялся в апокатастасисе. В учении о Святой Троице был под влиянием каппадокийцев и особенно близок к Григорию Богослову. Скончался около 398 года. На V Вселенском Соборе, его эсхатология была предана анафеме, - остается неясным, был ли анафематствован сам Дидим. Труды Дидим написал много произведений, по словам блж. Иеронима, "одно лишь перечисление которых составит целую книгу". Богословие Против Ария и Савеллия, не позже 358 г. Слово о Святом Духе, ок. 381 г. http://www.pagez.ru/lsn/0520.php Против Евномия (4 и 5 книги) Против Манихеев (сохранилось 18 глав) Книга о смерти маленьких детей, ок. 386 г. Против Ариан (в 2-х книгах), ок. 392 г. О началах (утеряна) К философам (сохранились лишь незначительные отрывки в «Священных Параллелях» св. Иоанна Дамаскина) О бесплотном (то же) О душе (то же) О Троице (в 3-х книгах) "В книге Дидима о Троице, - пишет Г.В. Флоровский,- чувствуется непосредственность и яркость созерцания, молитвенная твердость. Это — один из самых ярких памятников Троического богословия". Экзегетика На Бытие (сохранились небольшие отрывки) На Исход (то же) На 2 Самуила, XXII (то же) Схолия на Бытие 2:27 Отрывок на 3 кн. Царств Отрывки из толкований на книгу Иова Отрывки на толкования псалмов Отрывки на толкование книги Притч Отрывки на Песнь песней Отрывки на Екклезиаст Толкование на главы XL-LX, пророка Исаии (сохранились отрывки) Толкование на прор. Осию Толкование на прор. Захарию Отрывок на прор. Иеремию Две схолии на прор. Даниила Толкование на ев. Матфея» (потеряно) Толкование на ев. Иоанна» (сохранились отрывки) Схолии на 1 посл. к Коринфянам (сохранились частично в латинском переводе блж. Иеронима) Толкование на послание к Галатам (потеряно) Краткие толкования на послание к Ефесянам (потеряно) Отрывки на толкование Деяний Отрывок на толкование послания к Римлянам Отрывок на толкование послания к Евреям Отрывки на толкование послания второго к Коринфянам Толкования на соборные послания (сохранились отрывки)
Экзегет