Иувеналий (Масловский) священномученик

Период жизни: 20 век
Принадлежность: Святые Отцы и Учителя
Иувеналий (Масловский) (1878 - 1937), архиепископ Рязанский и Шацкий, священномученик Память 11 октября, в Соборах Российских и Соловецких новомучеников и исповедников,Курских, Липецких и Рязанских святых В миру Масловский Евгений Александрович, родился 15 января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в благочестивой семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Во святом крещении его назвали Евгением. Одарённый природным умом, он отличался благородством, великодушием, волевым и целе-устремлённым характером. Окончил Орловскую гимназию. В гимназические годы в его парте всегда лежало Евангелие. В 1900 году Евгений поступил в Казанскую духовную академию (где ректором в то время был преосвященный Антоний (Храповицкий)) и на II курсе — 10 февраля 1901 года — он принял монашеский постриг с именем Иувеналий в честь Патриарха Иерусалимского (память 2 июля). 25 февраля того же года он рукополагается в иеродиакона, а 31 июня 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) посвящает его в иерея. После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Иувеналий год служил в Урмийской духовной миссии в Персии, после чего получил назначение на должность преподавателя гомилетики в Псковскую семинарию, а ещё через полтора года по указу Святейшего Синода становится настоятелем Спасо-Елеазаровского Великопустынского мужского монастыря. В июне 1906 года он был возведён в сан игумена. 16 октября назначается в первоклассный Новгородский Юрьев монастырь, где с 23 октября 1910 года служил настоятелем в сане архимандрита. 24 августа 1914 года был рукоположен во епископа Каширского, викария Тульского в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 28 июля 1917 года был назначен на Тульскую кафедру. Был участником Собора в Москве в 1917-1918 годах. В 1923 году владыка вместе с протоиереем Успенским и старостой Сынтарёвым был осужден за отправление молебна перед иконой Божией Матери, найденной на колокольне Казанского храма, а за отказ отдать комиссарам церковные ценности, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы. Всего с начала года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в Туле было расстреляно и замучено более шестидесяти служителей Христа. Епископа власти вынуждены были в августе выпустить. 17 октября 1923 года Указом Священного Синода епископ Иувеналий возводится в сан архиепископа Курского. К этому времени в Курске закрыли все двенадцать домовых храмов, а остальные обратили в места увеселений и надругательств. В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь и сам владыка — к тому времени на Соловецком архипелаге находилось уже более 120 священнослужителей, 25 из которых были архиереями. После ходатайства митрополита Сергия (Страгородского) перед властями об амнистии некоторым из заключённых священнослужителей, поданного им 7 октября 1927 года, владыка смог вернуться из заключения. По возвращении в 1928 году он был назначен на Рязанскую кафедру и восстанавливал её после обновленческих потрясений. Рязанцы помнят его как любящего и доброго пастыря. Его молитвенная настроенность сообщалась всем присутствовавшим на богослужениях: паства и Святитель в это время были «единыя усты и едино сердце». Даже глубокой ночью прихожане спешили к своему владыке в Иерусалимский храм на монашеские богослужения и сразу по окончании шли в собор, куда владыка, не замечая ни времени, ни усталости, должен был придти для совершения Литургии Преждеосвящённых Даров. В мае 1928 года митрополит Серий направил владыку, как члена Временного Патриаршего Синода, для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» авторитетнейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу. Благодаря особой мягкости характера, владыке удалось смягчить разрыв митрополита Агафангела с Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием. 19 апреля 1932 года награжден правом ношения креста на клобуке. Владыка принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и по возможности помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме владыки. Так он помогал скрываться и другим. В тот же период им был пострижен с именем Фотий вернувшийся из ссылки протоиерей Александр Пурлевский, будущий епископ. 22 января 1936 года владыка был арестован и приговорён к пяти годам лагерей. Вот что значится в документах по его обвинению: «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея [1], он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь...» (сохранена орфография и фразеология подлинника). Заключение Святитель проходил в Сиблаге (Томская ж. д.), работая сторожем, счетоводом и на общих работах по десять часов в день. Летом 1937 года он был переведён в лагерь для инвалидов. 30 сентября 1937 года был осужден и приговорен к расстрелу. Расстрелян ночью 24 октября 1937 года. В сохранившихся его письмах из мест заточения он остаётся несломленным и бодрым духом, сообщая о себе, что в «последнее время пришлось пережить столько назидательного, отрадного, мистического» и что «отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам». Даже находясь в заточении Святитель не забывал поздравить всех своих близких с праздниками и именинами. Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. В епископате за "пристрастие" к пышным службам владыку прозвали "блистательный".
Экзегет
Найдено 3 толкования экзегета
На странице
20