Толкование на Псалтирь, Глава 64 , Ириней (Клементьевский) архиепископ

Автор Давид (у отдельных псалмов иные авторы), XIV-V вв. до Р.Х.,

Псалтирь

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Ириней (Клементьевский) архиепископ
1Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ. Ст. 1) В конец, псалом песни давиду, песнь иеремиева и иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити. Надпись показывает, что сей псалом сочинен Давидом о исходе народа Израильскаго из плена, но приписывается Иеремии и Иезекиилю не потому, аки бы сии Пророки сочинили его в то время, когда Израильтяне выходили из Вавилона. Ибо пророк Иеремиа никогда не был в Вавилоне (смотри 11 А о Иеремии Навуходоносор, царь Вавилонский, дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей:Иер. 39:11 и след.), и без сомнения в живых уже не находился, когда скончавалося время пленения. Известно также, что и пророк Иезекииль прежде возвращения народа из плена скончался, как свидетельствует святый Епифаний в житии пророка Иезекииля. Итак, приписывается псалом сей Иеремии и Иезекиилю того ради, понеже оба сии Пророка были предвозвестниками о возвращении народа Израильскаго из Вавилона во Иерусалим. На сем основании, многие толкуют псалом сей о возвращении сынов Израилевых из плена во отечество, и полагают в числе благодарственных за оказанныя к народу Израильскому благодеяния. В смысле духовном, описывается здесь отеческая Божия любовь к церкви, и оттуду ниспосылаемое на всю землю благословение.
2Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет [в Иерусалиме].
Пророк в лице народа Божия начинает псалом от такого начала, из котораго выводит, что народ Израильский имеет весьма справедливую причину желать возвращения во отечество. Чего ради? Понеже де имеет долг хвалить Бога, и приносить молитвы Ему во Иерусалиме. Аки бы сказал: ежели де всякому благу подобает похвала, то кольми паче Благу верховному, каков есть Бог; но сия похвала должна воздаваема быть там, где хвалимое благо ведомо есть. Бог же не в Вавилоне ведом есть, но во Иерусалиме: сего ради тамо и хвалим быть долженствует. Равным образом и молитвы и жертвы там приносить должно, где обретается храм и олтарь: а храм Божий и олтарь во Иерусалиме есть, убо во Иерусалиме надлежит народу Божию приносить свои молитвы. Там прилично ему воспевать хвалы Твои, о Боже, идеже ведомо есть величество Твое, а не в земли чуждей, идеже восхваляются боги древяные и каменные, златые и сребряные. И паки, там прилично воздавать Тебе молитвы и благодарения, идеже ведомы суть благодеяния Твои, идеже есть храм и олтарь посвященный имени Твоему, а не в Вавилоне, где и благодеяния Твои неизвестны, и храмов нет, ни олтарей, и где почитаются одни токмо идолы и беси; ибо вси бози язык бесове суть (5 Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил.Пс. 95:5).
3Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
Понеже сказал: Тебе воздастся молитва во Иерусалиме, того ради в лице народа молится, дабы Господь благоволил ему возвратиться из плена во Иерусалим, и там воздать жертву хвалы и благодарения. И не одному токмо себе желает, дабы позволено было возвратиться, но дабы и все обратилися к Богу и пришли чрез веру прежде во Иерусалим, сущий на земле, то есть в церковь, а потом, чрез умозрение, в Сион, сущий на небеси. Якоже бо Бог хощет всем человеком спастися, и в разум истины приити (4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.1 Тим. 2:4): тако и народ Божий желает и молит, дабы все человеки пришли к познанию и хвалению Бога. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет. Аки бы сказал: аще мене услышиши, то не я один, но и все человеки приидут хвалить Тебя, и молитвы воздавать. Сего бо желаю и прошу, и елико возможно будет мне, потщуся и словами и делами то доказать. А что под именем всякия плоти разумеются здесь все люди, то явствует из многих Священнаго Писания мест. (12 И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.Быт. 6:12; 28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.Иоил. 2:28; 5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.Ис. 40:5; 22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.Мф. 24:22; 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.Ин. 17:2).
4Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
Приводят другую причину, чего ради народ Божий просит у Бога избавления от плена, и возвращения в отечество: понеже де за грехи родителей своих преданы в плен. Ибо люди молящиеся здесь, все почти родилися в Вавилоне, и потому плен свой; справедливо могли приписывать грехам родителей, так как и мы все плен диавола, под которым стенали, приписываем первым праотцам. Аки бы рекли: злыя дела отцев наших обременили нас, сынов их, и подвергли тяжчайшему пленения игу; но Ты, премилосердый Отче, очисти нечестия наши, которыя наследовали мы от родителей наших, и которыя сами еще, последуя примеру их, приумножили! А что словеса положены здесь вместо дел, тому никто не подивится, кто только упражнялся в чтении Священнаго Писания (15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.Лк. 2:15; 2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.Пс. 21:2; 27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.Пс. 104:27; 4 И сказал ему Давид: что произошло? расскажи мне. И тот сказал: народ побежал со сражения, и множество из народа пало и умерло, и умерли и Саул и сын его Ионафан.2 Цар. 1:4).
5Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего.
Понеже сказал, что народ прогневал Бога грехами своими, и нечестием родителей своих, и потому сделался недостойным услышания: сего ради прибегает здесь к милости и благоволению Божию, чрез которое сообщается очищение грехов, туне даемое. Таким образом подтверждает слова, реченныя об очищении, показывая, какая причина примиряет Бога с бедными грешниками. Сию причину полагает единственно в отеческом благоволении Бога и в благодатном усыновлении, на котором основано и услышание молитв наших. Но каким бы образом осмелился грешник предстать пред лице Бога для примирения с Ним, ежели бы не был удостоверен о благодатном усыновлении, и что Бог есть Отец его? А как усыновление и отпущение грехов обещано было одному токмо народу избранному, составлявшему тогда церковь, сего ради восклицает: блажен, егоже избрал еси, нарицая блаженными тех токмо, коих восприял Господь в Церковь Свою, дабы могли одни наслаждаться сим неоцененным преимуществом, а чрез то научает, что избрание не всем есть общее. Сие преимущество отдает одним токмо Иудеям, понеже Бог предпочтел их прочим народам: но и сии не по чему либо другому предпочтены, как токмо потому, что Бог удостоил их особливыя Своея милости. Ныне совершенно разрушено сие средостение: ибо Бог и язычников купно со Иудеями призывает, хотя избрание не всем равномерно сообщается. Блажени и преблажени мы о Христе, Ходатае нашем, на Негоже уповая, обретаем в Бозе милосердаго Отца, и на основании заслуг Его молитвы наши к Нему вознося, призываем имя Его, глаголя: Отче наш, Иже еси на небесех! Но откуду таковая вера, откуду таковое призывание, как не оттуду, что отчужденных нас по естеству, соединил с Собою благодатию туне? Впрочем, хотя семя Авраамово избрал Бог особенно пред прочими в достояние Себе, и хотя обрезание давало им первое место в церкви: однако нет сомнения в том, чтоб Давид не полагал некотораго различия и между самыми Иудеями; понеже не все были истинные члены церкви, хотя и ходили во храм. Он почитает избранными токмо тех, которые с чистым сердцем и с неповинными руками являются пред Бога, как сказано во псалме 14, а не тех, которые по внешнему только виду занимали место во храме. За сим, и плод вышереченнаго блаженства показывает, глаголя: исполнимся (в Евр. насытимся) во благих дому Твоего. Сие разуметь должно о единых токмо верных. Ибо и лицемеры ходят в дом Господень, но возвращаются в дом свой тщы и бездельны, сиречь без насыщения благ духовных. Здесь еще заметить должно в словах перемену лиц: ибо Давид сопричислял себя к единству верных, поелику опытом своим дознал то насыщение, о котором глаголет. За сим нарицая храм святым и дивным в правде (свят храм Твой, дивен в правде), похваляет и внешния ко благу нашему пособия, руководствуя нас к насыщению духовными благами. Бог, Который древле ниспослал руку Свою с небеси и препитал Израильский народ манною, может и ныне насытить рабов Своих тою же, но не творит сего, а насыщает души верных ово учением закона, ово жертвоприношением, ово другими обрядами внешними, но благочестивыми, на которых хотя останавливаться не должно, но и пренебрегать не следует. Впрочем, хотя стих сей изрядно приличествует земному Иерусалиму, или церкви воинствующей, но лучше приличен небесному нашему отечеству, где мы по вере надеемся насытиться от благих дому Господня, так что не будем иметь нужды искать вне каких либо благ. Что бо может недостаточествовать в доме такого Владыки, Который создал небо и землю, и Который будет всяческая во всех? Свят храм Его, и чуден в правде. Ибо не дивно ли будет то, что мы будем жить в Бозе яко в доме, а той будет жить в нас яко во храме по оному: вы будете во Мне, и Аз буду в вас (4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.Ин. 15:4), и: пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.1 Ин. 4:16)? И ежели сие взаимное пребывание начинается здесь, где мы находимся на пути, то кольми паче совершится оно в отечестве.
6Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
Давид в лице вернаго народа паки обращается к молитве, и представляет новую побудительную причину, чего ради должен услышан быть, нарицая Бога спасителем, на Котораго все народы уповают. Услыши нас, глаголет, просящих избавления от плена. Мы желаем и просим того благонадежно: Ты бо еси Спаситель наш, понеже часто от врагов и гонителей спасал еси нас, и посему не токмо мы, но и все народы, сущие даже на последних концах земли и живущие на отдаленных островах морских, на Тя уповают. Сие глаголет Пророк, предвидя обращение всех народов к богопознанию: и притом глаголет в настоящем времени, понеже Пророкам и будущия дела представляются настоящими.
7поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
Присовокупляет другую причину: от всемогущества Божия, представляя, что Богу удобно, ежели токмо восхощет, народ Свой от плена свободить. Впрочем, доказывает силу Божию от двух противных стихий, земли и воды, показывая, что Бог всемогуществом Своим так твердо основал землю, что горы ея никакою силою ветров подвигнуты быть не могут: и напротив стихию воды так жидкою сделал, что и от малейшаго ветра движима бывает.
8укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
Как в предыдущем стихе показал Пророк всемогущество Бога от непоколебимости гор и от волнения моря: так в сем стихе показывает премудрость того же Бога, Который небесными знамениями иногда устрашает, а иногда утешает человеческий род. Ибо как нет ничего страшнее и ужаснее грома и молнии, которыя и самыя твердейшия сердца людей страхом колеблют: так нет ничего любезнее и приятнее восхождения и захождения солнечнаго. Ибо люди при восхождении солнца исходят радостны на дела свои до вечера, а по захождении, утружденные, отдыхать начинают. Притом, нет ничего приятнее и любезнее, как видеть небо, украшенное безчисленными звездами, аки драгоценнейшими и блестящими каменьями. Сего ради не всуе воспел Пророк: исходы утра и вечера украсиши.
9И убоятся знамений Твоих живущие на пределах [земли]. Утро и вечер возбудишь к славе [Твоей].
Как в предыдущем стихе показал Пророк всемогущество Бога от непоколебимости гор и от волнения моря: так в сем стихе показывает премудрость того же Бога, Который небесными знамениями иногда устрашает, а иногда утешает человеческий род. Ибо как нет ничего страшнее и ужаснее грома и молнии, которыя и самыя твердейшия сердца людей страхом колеблют: так нет ничего любезнее и приятнее восхождения и захождения солнечнаго. Ибо люди при восхождении солнца исходят радостны на дела свои до вечера, а по захождении, утружденные, отдыхать начинают. Притом, нет ничего приятнее и любезнее, как видеть небо, украшенное безчисленными звездами, аки драгоценнейшими и блестящими каменьями. Сего ради не всуе воспел Пророк: исходы утра и вечера украсиши.
10Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее;
Похвалив силу и премудрость Бога, здесь продолжает хвалить милость и благотворение Его, которое наипаче показывается в благорастворении воздуха и во орошении земли дождями, от которых родятся плоды земные, служащие в пищу человеку. Ибо земля ежели не оросится водою, а вода не смешается с землею, то никакого плода вовсе не будет. Но здесь встречается вопрос: одну ли землю Иудейскую разумеет Пророк, или всю вселенную? Некоторые относят слова сии ко всему кругу земному: но другие основательнее мнят, что Давид просто говорит здесь об одной земле Иудейской, так как доселе прославлял особливыя милости Божия ко Иудейской церкви. Сему мнению согласуют и следущия за сим слова: река Божия наполнися вод. Ибо хотя некоторые под именем реки Божией разумеют вообще все источники и моря: но сие мнение неосновательно. Пророк противополагает здесь малый и мелкий ручей Силоамский всем великим рекам, орошающим землю их, приспособляя слово к оному Моисееву месту: земля, на нюже вы идите, наследити ю, не яко земля Египетская есть, но земля нагорная и ровная, от дождя небеснаго напаяется водою (10 Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад;Втор. 11:10, 11). Или, может быть, в преносном смысле нарицает самый дождь рекою Божиею, так как ниже чрез пустыню и удолия разумеет сухую и невозделанную землю, которую Писание нагорною нарицает. Впрочем, хотя прославляются здесь щедроты Божии, явленныя одному токмо избранному народу: однако и наш долг требует, где бы мы ни жили, прославлять богатство Божией благости, являемое во изобилии и плодоносии земли, которая не своею силою раждает многоразличное изобилие плодов, но поелику Бог так расположил ее, чтоб могла питать людей. Сего ради прилично Пророк глаголет, что пища приуготовляется людям от расположения земли, яко таково есть уготование ея.
11напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее;
Сими словами возсылая молитву к Богу, просит дабы Он продолжил милости Свои к народу, и орошая землю благовременными дождями, подавал ей плодородную силу. А сим образом показывает, что весь природы чин есть громогласный свидетель и проповедник Божией отеческой к нам любви, которая благоволит пещися о приуготовлении нам ежедневныя пищи. Аки бы сказал: продолжи, Господи, милость Твою, и нивы земли ороси благотворными дождями, и тако умножи жита ея, плоды и произрастения, да о излиянии дождя, свыше от Тебе каплющаго, возвеселится земля прозябающая, и будет подобна смеющейся или улыбающейся.
12венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,13источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;14луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Сими словами назнаменует Давид, что плодоносные годы желательнее для людей, нежели безплодные, не токмо по их изобилию, но и по красоте; так как бы сказал, что Бог пред прочими временами украшает их аки некоею короною, и что благословение Божие хотя не во всех годах бывает равномерное, но одни годы случаются лучше других, однако ни один из них своего венца или украшения не лишается. Сей венец лета есть изобилие жита, пшеницы, вина и елея. Пророк, далее объясняя мысль свою, присовокупляет: стези Твоя искаплют тук. Под именем стезей Божиих, в преносном смысле, разумеет облака, на которых аки на конях или колесницах ездит Бог, как сказано во псалме 3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.Пс. 103:3. Понеже убо изобилие плодов земных происходит от сока или тучности растений, а тучность сих — от дождей, дожди же ниспадают из облаков: сего ради прилично выражает, что облака каплют тук, и что она суть как бы некия колесницы Божия, так что куда бы Бог ни обратил Свой путь, везде от стоп Его лиется изобилие и каплет тук. В следующем 13 стихе увеличивает сию Божию милость тем, что тук оный каплет и на необитаемыя даже земли; потом преходит к холмам и удолиям, дабы показать, что нет ни одной части земли, которая бы не имела богатств Божиих, и что щедроты Его изливаются на весь круг земной. К сему присовокупляется похвала, взятая от разновидности вещей, понеже холмы оные покрыты бывают стадами овец, а удолия пшеницею. Радость приписывается здесь вещам неодушевленным не в собственном разуме: так например, нарицаются поля смеющимися, когда своею красотою увеселяют очи людей, дабы те, коим служат они в пользу, и сердцем и гласом хвалили Бога, и Тому непрестанное благодарение приносили. Впрочем все сие, реченное доселе в похвалу всемогущества, премудрости и благости Божией, воспел святый Пророк с тем, дабы отсюду утешить народ, и с лучшею надеждою просить у Бога избавления от плена. Можно весь сей псалом в таинственном разуме толковать, во первых, о звании языков, во вторых, о благодеяниях Божиих, явленных церкви, как толкуют Августин и Феодорит.