Толкование на Книга Иисуса Навина, Глава 5 , Иоанн Дамаскин преподобный

Автор возможно сам Иисус Навин., после 1399 г. до Р.Х.,

Псалтирь

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Иоанн Дамаскин преподобный
1Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь [Бог] иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, [они ужаснулись] и не стало уже в них духа против сынов Израилевых.
2В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.
Обрезание было образом крещения. Ибо как обрезание отсекает неполезный член тела, но бесполезный излишек, так и через святое крещение у нас обрезывается грех. Ясно же, что грех есть излишек вожделения, а не полезное вожделение (ведь невозможно, чтобы кто-нибудь вообще не имел вожделения или совсем не испытывал удовольствия). Но бесполезность удовольствия, то есть бесполезное вожделение и удовольствие, — вот что такое грех, обрезаемый святым крещением.

Источник

Точное изложение православной веры.
3И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания.
4Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых, которые тогда родились на пути, и которые из вышедших из Египта не были тогда обрезаны, всех их обрезал Иисус]: весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта;
Обрезание прежде закона было дано Аврааму после благословений, после обетования, как знак, отделявший его и его детей, и его домочадцев от народов, среди которых он обитал. И это понятно, ведь когда Израиль провел в пустыне сорок лет в одиночестве, сам по себе, не смешиваясь с другим народом, то те, кто родился в пустыне, не были обрезаны. Когда же Иисус перевел их через Иордан, они были не обрезаны, и появился второй закон обрезания. Ибо при Аврааме был дан закон обрезания, а затем он прекратил свое действие в пустыне на сорок лет. И снова, во второй раз Бог дал Иисусу закон обрезания, после перехода через Иордан… <…> Так что обрезание было знаком, отделявшим Израиль от народов, среди которых он обитал.

Источник

Точное изложение православной веры.
5весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;
6ибо сыны Израилевы сорок [два] года ходили в пустыне [потому многие и не были обрезаны], доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед,
7а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, [как родившихся] на пути, не обрезывали.
8Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел.
9И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место "Галгал", даже до сего дня.
10И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских;
11и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день;
12а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.
13Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?
Иисус, сын Навина, и Даниил поклонились ангелу Божьему, но не послужили. Ибо одно дело — служебное поклонение, а другое — поклонение, из чести воздаваемое тем, кто отличается каким-либо достоинством. Иисус, сын Навинов, увидел не природу ангела, но образ (ибо природа ангела не созерцается телесными очами) и, упав, поклонился. Подобным образом поступил и Даниил. Ангел же — не Бог, но творение, и раб Божий, и помощник. Поэтому тот поклонился ему не как Богу, но как помощнику Бога и служителю. Неужели и я не стану делать изображение друзей Христовых, и не стану поклоняться им, не как богам, но как изображениям друзей Божиих? Ибо ни Иисус, ни Даниил не поклонились явившимся ангелам как богам; и я не поклоняюсь изображению как Богу, но через изображение святых воздаю поклонение и честь Богу, ради Которого почитаю и уважаю и друзей Его. Бог не соединился с природой ангелов, но соединился с природой людей. Бог не стал ангелом, но Бог стал по природе и истине человеком.

Источник

Три слова об иконах.
14Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?
Ужели не могу поклоняться и почитать Его, почитая и поклоняясь Его образу?.. Видел Иисус Навин не естество Ангела, но образ: ибо естество Ангела для очей телесных невидимо, «и... паде лицем своим на землю и поклонися ему» <...>

Источник

Три защитительных слова против отвергающих святые иконы
15Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.
16Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил.