Толкование на Евангелие от Матфея, Глава 1 , Севир Антиохийский патриарх

Автор Апостол из 12 Левий Матфей, 41-55 гг., Палестина

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Севир Антиохийский патриарх
1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Следует четко знать, что, конечно же, труд и забота евангелистов состояли в том, чтобы через написанное ими — благодаря Духу, глаголавшему в них, — [люди] уверовали во Христа и чтобы никто не сомневался о Нем: ни в том, что Он без какого-либо изменения, перемены и обмана Бог по Своей природе, ни в том, что по домостроительству Он же истинно есть человек. Поэтому [Иоанн] сказал: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.Ин. 1:1). Я Слово стало плотию, и обитало снами (14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.Ин. 1:14). И [Матфей] верно написал: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова (1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.Мф. 1:1). Нам должно знать, что Он не может быть [всецело] причислен к [нашим] поколениям, ибо написано: Род Его кто изъяснит? (8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.Ис. 53:8). Ведь Он был еще до [сотворения] миров и равен по присносуществу Отцу. И также Он, воплотившись, стал сопричислен к [нашим] поколениям. Поистине, неизменно оставаясь Богом, Он же в последние времена стал человеком. Ведь Он был еще до [сотворения] миров и равен по присно-существу Отцу. И также Он, воплотившись, стал сопричислен к [нашим] поколениям. Поистине, неизменно оставаясь Богом, Он же в последние времена стал человеком.

Источник

Соборные проповеди 94 РО 25:52-54.
2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
[С целью показать истинность человеческой природы] в этом родословии встречаются неподобающие беззаконные смешения некоторых людей. Евангелистом, писавшим по собственной воле и обдуманно, было помянуто: Иуда родил Фареса и Зару от Фамари (3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;Мф. 1:3). Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею (6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;Мф. 1:6). С такими [женщинами] они соединились в блуде и прелюбодеянии. Это было откровенно рассказано [для того, чтобы показать], что Христос пришел излечить нашу оступившуюся, павшую, возгордившуюся и погрязшую в непотребных страстях природу. Которую, когда она убежала, Он поймал, а когда она неожиданно выпрыгнула и устремилась вдаль, то Он схватил ее и, не давая [бежать дальше], вернул ее обратно, удержав от пути вниз. На это также указывает то, что было сказано апостолом: Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово, посему Он должен был во всем уподобиться братиям (16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.Евр. 2:16-17). Христос принял на Себя родство с этой блудодействовавшей природой, чтобы очистить; с больной - чтобы исцелить; с павшей - чтобы воздвигнуть. [Все это было соделано] с милосердием и человеколюбием, как и подобает Богу. Он, будучи безгрешным, соединился с составляющей нашу сущность плотью, имеющей разумную душу, посредством Девы, воспринявшей в чреве, понесшей от Святого Духа и родившей, не знав сочетания с мужем и неизреченно сохранив печать девственной чистоты.

Источник

Соборные проповеди 94 PG 56:614.
4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
Этот евангелист позорит и обличает страсти нашего рода. К срамоте и болезням [нашего рода] из сострадания сошло Слово Божье, чтобы прославить [наш род] Своей любовью к человечеству, равно как и через его превознесение. Ничто не повредило Врачу, спустившемуся к больным. [Матфей] мог бы написать: Давид родил Соломона от Вирсавии (6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;Мф. 1:6), - показывая тем самым, что Христос происходит из именно такого рода. Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.Ис. 53:4), как сказал один из пророков.

Источник

Соборные проповеди 94 PO 25:52-54
7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.