Толкование на Книга пророка Исаии, Глава 65 , Виссарион (Нечаев) епископ

Автор пророк Исаия, после 732 г. до Р.Х., Иерусалим

Псалтирь

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Виссарион (Нечаев) епископ
1Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. "Вот Я! вот Я!" говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.
2Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, -
3к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
4сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него;
5который говорит: "остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя". Они - дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день.
6Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их
7беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.
8Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.
В предшествующих стихах в ответ на жалобу пленных Иудеев на свое положение и в ответ на мольбу их о помиловании (см. предшествующую паримию, Ис. 63-64), высказана угроза Господа погубить упорствующих в нечестии. Но карая нечестивых, Господь обещает пощадить остающихся Ему верными. Так поступит с ними Господь подобно тому, как поступают хозяева виноградника с виноградною ветвию, заметив на ней ягоду. Эта ягода есть знак благословения Божия, изреченнаго растениям при самом сотворении их (11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.Быт. 1:11). Ради этого благословения хозяева виноградника требуют от работника, чтобы он, отсекая безплодныя ветви, не трогал ветви с ягодою. Подобно сему поступит и Господь. Если благочестивые живут вместе с нечестивыми, то кара Его падает только на последних, а не на всех без разбора, как это видно из примеров Лота и Ноя. Не имам всех погубити ради его. Ради присутствия человека благочестиваго среди множества нечестивых не все погибнут: его не постигнет их участь.
9И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.
По закону правды — не губить благочестивых вместе с нечестивыми, Господь обещает извести из Иакова и Иуды семя, — т.-е. выделить из народа Израильскаго людей достойных, от которых, как от добраго семени, можно ожидать добрых плодов. Речь идет о тех же, которые в предшествующем стихе названы ветвями с ягодою. Им одним, как избранным Своим, Господь предоставляет наследовать святую гору свою, то-есть место храма Соломонова, с тем чтобы на этом месте по возвращении из Вавилонскаго плена воздвигнуть новый храм; им одним Он дает право вселиться тамо, т.-е. водвориться на этой святой горе и в ея окружности в качестве полноправных хозяев.
10И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.
По возвращении из Вавилонскаго плена возстановится благосостояние Иудейскаго народа. Главным источником его богатства будет скотоводство, которым можно будет заниматься мирно, без опасения нападения на стада со стороны хищных зверей и людей. Стада мелкаго и крупнаго (говядов) скота будут находить безопасный отдых в дубравах и на плодоносной Ахорской равнине на север от Иерихона (26 И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня. Посему то место называется долиною Ахор даже до сего дня.Нав. 7:26; 7 потом восходит предел к Давиру от долины Ахор и на севере поворачивает к Галгалу, который против возвышенности Адуммима, лежащего с южной стороны потока; отсюда предел проходит к водам Ен-Шемеша и оканчивается у Ен-Рогела;Нав. 15:7), не тревожимыя ни зверями, ни разбойниками.
11А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада* и растворяете полную чашу для Мени*, - //*Гад (или Ваал-Гад) и Мени (Мануфи) – имена божеств солнца и луны.
Благо верным Господу, но горе тем Иудеям, которые, живя в плену Вавилонском, оставили Господа, отступили от Него, которые забывают святую гору Господню, забывают о храме истиннаго Бога, освящавшем ту гору, на которой он стоял со времени Соломона, и не помышляют о возстановлении этого храма, разрушеннаго Вавилонянами, и Богослужения в нем, — которые, обращаясь среди язычников, научились от них грубому языческому суеверию. Вавилонские язычники воздавали божескую честь демону, или бесу, почитая его покровителем своим, и счастию, т.-е. божеству счастия, подающему счастие. Это чествование выражалось в том, что они уготовляли или ставили пред идолом демона жертвенную трапезу и пред идолом счастия исполняли растворение, т.-е. ставили пред ним чашу с растворением или питьем смешаннаго состава, с целию умилостивить эти мнимыя божества, или выразить им благодарность, признавая свою зависимость от них. Это суеверие переняли у язычников многие из пленных Иудеев, за что Господь грозит предать их под меч на заклание.
12вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.
Это суеверие переняли у язычников многие из пленных Иудеев, за что Господь грозит предать их под меч на заклание. Строго наказание, но вполне заслужено ими. Они могли отвратить его раскаянием в своей вине, в вине отступления от истиннаго Богопочтения; но Господь напрасно призывал их к раскаянию чрез пророков, голос которых они слышали даже в продолжение Вавилонскаго плена. Они презрели их вразумление, и вот когда пришло время окончания плена, они подверглись одинаковой участи с Вавилонянами, безпощадно избитыми мечем Кира.
13Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;
В предшествующем стихе сказано, что неверные Господу Иудеи будут преданы на избиение мечем вместе с Вавилонянами. Но в подлежащем разсмотрению стихе говорится, что и тем из них, которые останутся в живых, придется понести тяжелую участь. Тогда когда верные Господу, возвратившись в свое отечество, будут спокойно наслаждаться благами плодородной земли и радоваться в веселии сердца,—неверные, подпав вместе с Вавилонянами игу Персидскаго царя, будут терпеть вместе с ними лишения в насущных потребностях...
14рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.
Неверные посрамятся в надежде на своих мнимых богов, и будут кричать от сердечной боли и рыдать от сокрушения духа.
15И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,
Продолжая грозить неверным Иудеям наказаниями, Господь в числе наказаний указывает на то, что самое имя их будет оставлено в насыщение избранным Его. Это значит, что одно воспоминание об отступниках от истиннаго Богопочтения будет возбуждать в избранных, т.-е. верных Богу отвращение, подобное тому, какое испытывают в отношении к пище пресыщенные ею. Ктому же и конец жизни этих отступников будет жалок: они умрут неестественною смертию: вас, грозит им Господь, избиет рукою победителей, Господь. — В протовоположность посрамлению отступников от истинной веры, верные Господу, работающие Ему, будут возвеличены. Им наречется имя новое. Это значит, что бедственное состояние, в котором они находились под игом Вавилонским, прекратится и наступит для них новая счастливая жизнь, которой будет соответствовать самое имя их.
16которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
Что это за имя новое, которое нарекут им, можно догадываться по соображению с дальнейшими словами: еже благословится на земли, благословят бо Бога истиннаго. Имя новое будет предметом благословения на земли, так что произносящие сие имя будут вместе благословлять истиннаго Бога. Стало быть новое имя будет имя благословенных Божиих. Без сомнения это пророчество исполнилось, если иметь в виду Иудеев, уразумевших, что плен Вавилонский был наказанием за их неверность истинному Богу, и по возвращении из плена пребывших твердыми в истинной вере. Их ревность по вере привлекла к ним благоволение Персидских царей, которое выражалось в различных наименованиях, даваемых Иудеям. В числе этих наименований могло быть имя: благословенные Господом. Но это было только слабым образом новаго имени, имеющаго быть присвоенным новозаветным верующим, — имени: христианин. Ничто не может быть выше чести носить это имя. «Вместо всякой похвалы кому-либо, говорит бл. Феодорит (Беседа на 65-ую гл. Исаии), люди произносят это имя, ибо когда захотят похвалить кого, то после многих одобрений обыкновенно говорят в заключение: поистине христианин. И опять, когда хотят кого вразумить, обыкновенно говорят: поступай как христианин. Таким образом одно наименование исполнено похвалы и благословения». Можно думать, что пророчество о новом имени, ближайшим образом относившееся к Иудеям, наипаче относится к христианам.
17Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.
18А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
19И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.
20Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
21И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их.
22Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.
23Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними.
24И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.
25Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.