Толкование на Книга пророка Исаии, Глава 21 , Ефрем Сирин преподобный

Автор пророк Исаия, после 732 г. до Р.Х., Иерусалим

Псалтирь

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Ефрем Сирин преподобный
1Пророчество о пустыне приморской. - Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной.
Пророк говорит о Мидянах и Еламитянах, которых Господь избрал орудием для разрушения Вавилона.
2Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец.
Страшно видение и жестоко поведася мне, то есть видение, как Мидяне и Еламитяне подъемлют оружие и стремятся на разрушение Вавилона. Хищник расхищает, опустошитель опустошает [в славянской Библии «беззаконнуяй беззаконствует»]; иди, Елам, спеши, Мидия. Пророк говорит это тем, которые расхищают и опустошают Вавилон, то есть Мидян и Еламитян побуждает стремиться к Вавилону, чтобы рукой их Вавилону за дела его воздано было убийством, пленом, разграблением. Все воздыхания Я прекратил, то есть те скорби и слезы, причиной которых был Вавилон, по всей земле прекратятся с гибелью его.
3От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу.
4Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня.
Вожделенныя для меня красоты обращены мне в ужас [в славянской Библии «душа моя стоит во страсе»]. Богатство земли у Вавилонян и красота городов, которыми они гордились, — все это исчезло, обратилось для них в ужас.
5Приготовляют стол, расстилают покрывала, - едят, пьют. "Вставайте, князья, мажьте щиты!"
Уготовите трапезу, какую обыкновенно уготовляли вы во время сетования, то есть трапезу из горьких трав. Пророк посмевается (насмехается) над Вавилоном, который дотоле сам посмевался над всеми.
6Ибо так сказал мне Господь: пойди, поставь сторожа; пусть он сказывает, что увидит.
Этим пророк хочет показать Вавилонянам, что возвещает сказанное Самим Господом, прямо открывает им волю Божию.
7И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах; и вслушивался он прилежно, с большим вниманием, -
И узрех всадники конныя два, всадника на ослята и всадника на велблюде. Всадник на осле — это царь Мидийский, а всадник на верблюде — это царь Еламитский. Этим показывается, что Бог посредством народов незнатных и несильных истребит царство великое и могущественное. И услыша слушанием многим, то есть услышал молву об идущих на Вавилон войсках. Или этими словами пророк призывает все народы, враждебные Вавилонянам, посмотреть и порадоваться тому наказанию, какое постигло Вавилонян за все бедствия, претерпенные народами от сих врагов.
8и закричал, [как] лев: господин мой! на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи:
Говоря так, пророк показывает особенное попечение Божие о народе Иудейском, по которому этот народ не подвергся бедствиям вместе с Вавилоном.
9и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые.
И се, сам грядет вестник один из двух всадников, и отвещав рече: паде, паде Вавилон, и вси кумиры его. Этим, то есть совершенным падением града, оканчивается пророчество о Вавилоне. И вся рукотворенная его сокрушишася. Боги, к которым прибегали Вавилоняне и от которых не получали себе никакой помощи, и самих себя не могли спасти от сокрушения. Под образом Вавилона можно разуметь и грех, истребленный Господом нашим. Как Вавилон опустошал и порабощал многие народы и царства, так грех сетями своими опутал все народы, как безгласных рыб, и не освободились бы люди от его владычества, если бы владычества его не преодолел и не сокрушил Господь наш, Который один только и мог совершить это. Со времени пришествия Господа нашего и доныне грех, как мысленный Вавилон, во все времена побеждается и низлагается святыми. И се, сам грядет (муж) всадник двоконный, и отвещав рече: паде, паде Вавилон, и вси кумиры его, и вся рукотворенная его сокрушишася на земли, по скудости в жатве, и по скудости на гумне. И у Вавилонян, и у богов их не стало сил, подобно тому, как ослабевают силы у людей, истомленных голодом.
10О, измолоченный мой и сын гумна моего! Что слышал я от Господа Саваофа, Бога Израилева, то и возвестил вам.
Еже слышах от Господа… возвестих вам. Это согласно с тем, что сказано в другом месте: не сотворит Господь господей дела, аще не открыет таин Своих к рабом Своим пророком (7 Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.Ам. 3:7).
11Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?
Видение на Идумею, то есть на Идумейский город, бывший на горе Сеир. Воззва ко мне от Сиира (Сеара): страж, что в ночи, то есть от Сеира воззвал ко мне Бог, хранящий Израильтян, бывших в рабстве в Идумее.
12Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите.
И сказал: приходит утро. Наступающим утром называется здесь вести об избавлении Израильтян, посылаемые через пророка. И приходит ночь, то есть время, в которое придет к ним пророчество об избавлении. Или ночью называется здесь самое избавление. Сюда можно отнести сказанное пророком прежде: и… приложит Господь показати руку Свою, еже возревновати по останку прочему людий Своих, иже аще встанет от Ассириов и от Египта (11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.Ис. 11:11), а также и от Сеира, откуда Бог взывает к пророку. В видении на Идумею заключается главным образом пророчество о самой Идумее, но весьма многое относится в нем к останку Израильтян, бывших в рабстве в Сеире. Аще ищеши, ищи. Ищи же помощи у Того, Кто хранит Израиля, чтобы Он исхитил вас из плена. И тогда приидешь, то есть опять получишь землю наследия своего.
13Пророчество об Аравии. - В лесу Аравийском ночуйте, караваны Деданские!
Аравитяне, иначе называемые сынами Кидарскими, в нашествие на Аравию Ассириян принуждены были переселиться в другие земли, и знаменитые города их: Фалассар, Харран, Ана, Ава и Гозан — были покорены Ассириянами. Это видно из того, что говорил Езекии посланный к нему царем Ассирийским; насмехаясь над Богом Езекии и над Езекией, сопротивлявшимся после того, как Ассирияне покорили стольких царей, посланный старался доказать, что Иудеи напрасно надеются на своего Бога и на царя, когда боги других народов не могли спасти их.
14Живущие в земле Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих,15ибо они от мечей бегут, от меча обнаженного и от лука натянутого, и от лютости войны.
Пророк убеждает жителей Фемана, то есть Аравитян, выходить навстречу Иудеям с хлебом и водой, когда побегут они от Ассириян, нашествие коих близко.
16Ибо так сказал мне Господь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет,
То есть или по истечении одного года погибнет слава их. или уничижение их продолжится один год.
17и луков у храбрых сынов Кидара останется немного: так сказал Господь, Бог Израилев.
Этим показывается, что у Аравитян было много стрелков, людей военных, но Ассирияне уменьшили число их, впрочем, не своей силой, но по определению Божию, произнесенному на них, за грехи их.