Толкование на Книга Иова, Глава 4 , Григорий Двоеслов святитель

Автор неизвестен, XV в. до Р.Х., возможно Аравия

Псалтирь

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Григорий Двоеслов святитель
1И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
2если попытаемся мы сказать к тебе слово, - не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову!
3Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал,
4падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял.
5А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом.
6Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих - упованием твоим?
7Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?
Скажем ли мы, что друзья Иова здесь - образ еретиков, или кого-то еще с извращенными [помыслами]? Но они столь же неподобающе порицают его, как и предосудительно его ободряют. Вот говорит Елифаз: погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Но ведь часто погибают невинные и искореняются праведники, да только гибелью они заслуживают вечной славы. И если бы не погибал ни один праведник, не сказал бы пророк: Праведник погибает, и никто не принимает этого к сердцу (1 Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.Ис. 57:1). И если бы Бог Своим промышлением не забирал праведников, то не могла бы сказать Премудрость: восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его (11 восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его.Прем. 4:11). И если бы никакое взыскание не ожидало праведных, Петр никогда бы его не предрекал: Ибо время начаться суду с дома Божия (17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?1 Пет. 4:17). Потому истинно праведны те, кто любовью к вышней родине готовит себя принять любые невзгоды жизни теперешней. А страшащиеся даже ради благ вечности принять зло этой жизни, выходит, не праведны. Елифаз же не считает, что невинные погибают и что праведники искореняются, потому что люди часто служат Богу не в надежде на вечную славу, но ради земного воздаяния - они сами в себе представляют то, чего ищут. Полагая себя наставниками в том, как надежно жить на земле, они всем своим тщанием демонстрируют то, что любят.

Источник

Нравственные беседы 5.34. Сl. 1708, SL143, 5.17. 2.
8Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его;9от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают.
Сеять зло значит говорить лживо, пожинать зло значит утонуть во лжи. И действительно: сеют зло те, кто совершает неподобающие поступки, а пожинают зло они тем, что за них получают наказание. Итак, плод зла - осуждение. И тут же говорится, что сеющие зло и пожинающие его от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают. Но в этом месте показывается, что сеяние зла - еще не наказание, но увеличение зла, ибо от духа гнева Его следует наказание за сеяние зла. Итак, потому они сеют и пожинают зло, что порочно все, что они делают. О нечестивце говорит псалмопевец: Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него, на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением (26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;Пс. 9:26). А вскоре к этому прибавляет: под языком - его мучение и пагуба (28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком - его мучение и пагуба;Пс. 9:28). То есть зло сеет тот, кто поступает беззаконно, а пожинает зло тем, что в этих беззакониях на время укореняется. Как же получается, что погибающим от дуновения Божия позволяется здесь пребывать долго, да и процветать более праведников? Вот о них опять же говорится через псалмопевца: на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам (5 на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам.Пс. 72:5). А так говорит Иеремия: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? (1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?Иер. 12:1). Потому что Господь долготерпит, но воздает, Он часто долго переносит то, что осуждает во веки. Иногда же Бог поражает мгновенно, ибо поспешает утешить малодушие невинных. Но иногда всемогущий Бог долгое время терпит нечестивых для того, чтобы путь праведных был более чист. Бывает и так, что Он скоро губит нечестивых, чтобы их погибелью укрепить сердца невинных.

Источник

Нравственные беседы 5.35. Сl. 1708, SL143.5.18. 4.
10Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются;
11могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются.
12И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него.
13Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей,14объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.15И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.
Тот человек, который избирает для себя дела мирские, будто бы бодрствует; тот же, кто, ища покоя вечного, бежит от суеты сего мира, словно бы засыпает. Но для начала следует знать, что в священном Писании сон образно понимается тремя способами. Иногда сон обозначает смерть плоти, иногда - косность невежества, иногда - упокоение жизни при попрании земных устремлений... Что обозначают кости, как не дела мужественные? Об этом говорится и через пророка: Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.Пс. 33:21). Часто люди, делая что-то, считают это имеющим значение, большей частью потому, что не ведают, насколько глубоко внутрь взирает Бог. Но, вознесясь в созерцании, они смотрят сверху, и уверенность их тает; и тем более трепещут они перед взором Бога, чем более видят и взвешивают, что добрые дела их не устоят перед испытанием Того, на Кого взирают... Устоять, следовательно, свойственно только Творцу, через Которого все проходит, хотя Сам Он не преходящ, и в Котором все удерживается, что не должно пройти. Отсюда наш Искупитель, поскольку Его Божественная природа не могла быть постигнута человеческим разумом, явил нам все словно бы преходящим: Он пришел к нам во плоти, был сотворен, рожден, умер, был погребен, воскрес и взошел на небо. Он предвосхитил это и в Евангелии, дав прозрение слепому: проходя, Он услышал его, но исцелил глаза стоя. Действительно, в домостроительстве Его человеческой природы Он прошел, но в силе Его Божества Он устоял, демонстрируя, что Он вездесущ.

Источник

Нравственные беседы 5.54-63. Сl. 1708, SL143, 5.31.2 - 34.53.
16Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос:
17человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?
18Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки:
19тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.
20Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут.
21Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости.