Сомнение, сомневаться - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Сомнение, сомневаться

I. В ВЗ эти слова не встречаются. II: 1) в НЗ глаголом "сомневаться" чаще всего переводится греч. слово диакрино, к-рое также означает "различать", "судить". Тот, кто хочет судить о Божьих обетованиях и взвешивать их достоверность, становится на путь неверия (20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу БогуРим. 4:20; ср. 23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.Рим. 14:23). Верить - значит доверять и повиноваться, не проявляя С. (21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет;Мф. 21:21; 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.Мк. 11:23; 20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.Деян. 10:20; 12 Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека.Деян. 11:12). Измеряющий Божью заповедь и откровение мерилом своего разума подобен в своих С. "морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой" (6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.Иак. 1:6). Это человек "с раздвоенной душой" (греч. дипсюхос; цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; 8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.Иак. 1:8; 8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.Иак. 4:8), нецельный сам по себе и непостоянный во всех своих действиях. Он утратил свои твердые устои [греч. дистадзо]; это слово описывает состояние Петра, когда он, идя по воде, испугался и начал тонуть (30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.Мф. 14:30 и след.), а также состояние учеников, к-рым их разум мешал поверить в Воскресшего (17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.Мф. 28:17). Но все молитвы и дела веры должны совершаться без С. (14 Всё делайте без ропота и сомнения,Флп. 2:14; 8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;1 Тим. 2:8; здесь использовано греч. слово диалогизмус - "сомнение", "ропот"). В 1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.Евр. 11:1 в значении "несомненность" употребляется греч. слово эленхос, "доказательство", "уверенность"; 2) С. может быть связано с надеждой на опровержение к.-л. факта или с желанием удостовериться в его реальности, как это произошло с Фомой (24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.Ин. 20:24-29). Воскресший даровал Своему ученику уверенность, к к-рой тот стремился, но его позицию однозначно назвал неверием (27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.Ин. 20:27). Однако блажен тот, кто доверяет Богу безоговорочно (28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!Ин. 20:28). Но там, где С. превращается в безнадежность, где человек сдается сам и не ждет помощи от Бога, царит отчаяние, часто невыносимое из-за непрощенной вины. В полной безысходности и смешении мыслей единств. выходом кажется самоубийство - примером здесь могут служить Иуда (4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.Мф. 27:4) и Ахитофел (23 И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего.2 Цар. 17:23), но самоубийство не может спасти от суда Божьего (1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:2 Тим. 4:1). Если верующий не видит возможности избежать земной смерти, то он может быть утешен доверием к Богу, Который воскрешает мертвых (8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.2 Кор. 1:8-11; Скорбь).