Раб, рабыня, раба - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Раб, рабыня, раба

I: 1) а) первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.Быт. 15:2 и след., в Синод. пер. - "домочадец"; египтянка Агарь, 1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.Быт. 16:1), плененные в ходе войн (9 а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу,Чис. 31:9, 18, 26; 10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен,Втор. 21:10 и след.; ср. 2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой.4 Цар. 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.Быт. 17:27; 44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас;45 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью;46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью.Лев. 25:44-46; ср. 13 Иаван, Фувал и Мешех торговали с тобою, выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду.Иез. 27:13) или родившиеся в доме хозяина, т.е. Р. от рождения (14 Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;Быт. 14:14; 12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.Быт. 17:12; 7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;Еккл. 2:7, в Синод. пер. - "домочадцы"). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строит-ве дворцов и храма (20 Весь народ, оставшийся от Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Хананеев,] Евеев, Иевусеев и [Гергесеев], которые были не из сынов Израилевых,3 Цар. 9:20 и след.). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (16 Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.Исх. 21:16; 7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя.Втор. 24:7); б) средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (32 Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.Исх. 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников (28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.Быт. 37:28; см. указанные в 3 то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному;4 если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей;5 от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей;6 а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра;7 от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей.Лев. 27:3-7 цены, к-рые, след. отметить, не относились специально к Р.); в) Р., хотя и являлся собственностью (46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью.Лев. 25:46) и платежным средством ("серебром") своего хозяина (21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.Исх. 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием (20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;Исх 21:20 и след.), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26 и след.). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен,11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену,12 то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои,13 и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою;14 если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее.Втор. 21:10-14). Иов говорит о правах слуги и служанки, к-рыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (13 Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною,14 то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему?15 Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?Иов. 31:13-15). Во 16 пусть он у тебя живет, среди вас [пусть он живет] на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его.Втор. 23:16 и след. говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме (Быт. 24; 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми (34 У Шешана не было сыновей, а только дочери. У Шешана был раб, Египтянин, имя его Иарха;1 Пар. 2:34 и след.) или наследниками своих господ (2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.Быт 15:2 и след.). Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р. (10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;Исх. 20:10; 12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.Исх. 23:12; 14 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты;Втор. 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (44 а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее;Исх 12:44) и других праздников (12 и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами.Втор. 12:12, 18; 11 и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его;Втор. 16:11, 14). Р. священника мог даже есть "святыню" (11 если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его.Лев. 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. ст. 12 и след.). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию (12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.Быт. 17:12 и след.). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, "что и ты был рабом в земле Египетской" (15 помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие.Втор. 15:15), т.е. жил в рабстве, из к-рого Господь вывел Свой народ (2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;Исх. 20:2; 6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;Втор. 5:6; 7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.Пс. 80:7, 11); 2) а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (2 если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром;Исх. 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником (38 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом.39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,Лев. 25:38-40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники пришельцу (ст. 47-54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи (7 Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;Исх. 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:Лев. 25:39, 47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (3 но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им;Исх. 22:3). В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (1 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.4 Цар. 4:1 и след.; 5 у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других.Неем. 5:5, 8; 1 Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.Ис. 50:1; 5 вы, которые говорите: "когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами,Ам. 8:5, 6; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;Мф. 18:25); б) срок службы раба-еврея, к-рый к тому же мог откупиться или быть выкупленным (47 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца,48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его,49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто- нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится.Лев. 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (2 если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром;Исх. 21:2; 12 Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;13 когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,14 но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой:15 помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие.16 Если же он скажет тебе: "не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой", потому что хорошо ему у тебя,17 то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею.18 Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всем, что ни будешь делать.Втор. 15:12-18). При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (ст. 16 и след.; ср. 3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.Исх. 21:3-6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,Лев. 25:40 и след.). Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (7 Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;8 если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;9 если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;10 если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;11 а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.Исх. 21:7-11). Позднее особые предписания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (8 Слово, которое было к Иеремии от Господа после того, как царь Седекия заключил завет со всем народом, бывшим в Иерусалиме, чтобы объявить свободу,9 чтобы каждый отпустил на волю раба своего и рабу свою, Еврея и Евреянку, чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего.10 И послушались все князья и весь народ, которые вступили в завет, чтобы отпустить каждому раба своего и каждому рабу свою на волю, чтобы не держать их впредь в рабах, - и послушались и отпустили;11 но после того, раздумавши, стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю, и принудили их быть рабами и рабынями.12 И было слово Господне к Иеремии от Господа:13 так говорит Господь, Бог Израилев: Я заключил завет с отцами вашими, когда вывел их из земли Египетской, из дома рабства, и сказал:14 "в конце седьмого года отпускайте каждый брата своего, Еврея, который продал себя тебе; пусть он работает тебе шесть лет, а потом отпусти его от себя на волю"; но отцы ваши не послушали Меня и не приклонили уха своего.15 Вы ныне обратились и поступили справедливо пред очами Моими, объявив каждый свободу ближнему своему, и заключили предо Мною завет в доме, над которым наречено имя Мое;16 но потом раздумали и обесславили имя Мое, и возвратили к себе каждый раба своего и каждый рабу свою, которых отпустили на волю, куда душе их угодно, и принуждаете их быть у вас рабами и рабынями.17 Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли;18 и отдам преступивших завет Мой и не устоявших в словах завета, который они заключили пред лицем Моим, рассекши тельца надвое и пройдя между рассеченными частями его,19 князей Иудейских и князей Иерусалимских, евнухов и священников и весь народ земли, проходивший между рассеченными частями тельца, -20 отдам их в руки врагов их и в руки ищущих души их, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным.21 И Седекию, царя Иудейского, и князей его отдам в руки врагов их и в руки ищущих души их и в руки войска царя Вавилонского, которое отступило от вас.22 Вот, Я дам повеление, говорит Господь, и возвращу их к этому городу, и они нападут на него, и возьмут его, и сожгут его огнем, и города Иудеи сделаю пустынею необитаемою.Иер. 34:8-22); 3) НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.1 Кор. 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Флм. 10-18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам (5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.Еф. 6:5-8; 22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.Кол. 3:22-25; 9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,Тит. 2:9 и след.), какими бы суровыми те ни были (18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.1 Пет. 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. "небрежно", т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими (2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.1 Тим. 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р. (9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.Еф. 6:9; 1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.Кол. 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р. (22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.1 Кор. 7:22; 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.Гал. 3:28; 11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.Кол. 3:11). II: 1) нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, к-рые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины (8 И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне;1 Цар. 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы (12 И вышел Авенир, сын Ниров, и слуги Иевосфея, сына Саулова, из Маханаима в Гаваон.2 Цар. 2:12 и след.; 3:22; 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим (49 и сказали Моисею: рабы твои сосчитали воинов, которые нам поручены, и не убыло ни одного из них;Чис. 31:49; 8 И поклонился [Мемфивосфей] и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?2 Цар. 9:8; 26 А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил.3 Цар 1:26), к чужестранцам (2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.Быт. 19:2) или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить; 2) человек называет себя Р. (38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.Лк. 1:38,48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. "раб Господень" Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу (11 И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?Чис. 11:11; 9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем.1 Цар. 3:9; 28 но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне.3 Цар. 8:28; 29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,Деян 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,Откр. 1:1; 3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.Откр. 7:3; 6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.Откр. 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого словоупотребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида (24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего.Быт. 26:24; 7 но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем:Чис. 12:7; 5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания,2 Цар. 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: "Сии человеки - рабы Бога всевышнего" (17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.Деян. 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе [26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.Деян. 3:26 - греч. пайс может означать "раб", "слуга" и "ребенок", "дитя"] или, соотв., о Давиде (25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?Деян 4:25) как о Р. Божьих, а апостолы Павел (1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,Рим. 1:1; 1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:Флп. 1:1; 1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,Тит. 1:1), Петр (1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:2 Пет. 1:1) и Иоанн (1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,Откр. 1:1) называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.Мк. 9:35; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.Мк. 10:44). Но падший человек является Р. греха (34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.Ин. 8:34; 17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.Рим. 6:17), Р. страха смерти (15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.Евр. 2:15) и Р. тления (19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.2 Пет. 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности (17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.Рим. 6:17 и след., 22); 3) особый смысл понятие "Р." приобретает в НЗ, когда оно упо-требляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;Евр. 3:5 согл. 7 но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем:Чис. 12:7), и через него был дан Закон (17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.Ин. 1:17), "завет от горы Синайской, рождающий в рабство" (24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,Гал. 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (6 а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.Евр. 3:6); Он делает людей истинно свободными (35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.Ин. 8:35 и след.). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"Рим. 8:15); есть только чада, сыны Божьи (7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.Гал. 4:7), принявшие Духа усыновления. Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали "рабами человеков" (23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.1 Кор. 7:23), не подверглись "игу рабства", т.е. не подчинились порабощающей силе Закона (1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.Гал. 5:1). III. Во всех библ. оборотах речи словам "рабыня", "раба" соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ "раба", "рабыня" - это зависимая от господина женщина (иноплеменница, 44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас;Лев. 25:44, или еврейка, 9 чтобы каждый отпустил на волю раба своего и рабу свою, Еврея и Евреянку, чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего.Иер. 34:9), в НЗ - тоже зависимая от к.-л. женщина (45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -Лк. 12:45; 16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.Деян. 16:16, в Синод. пер. - "служанка"). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р. (9 И сказал [ей Вооз]: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник.Руф. 3:9; 24 и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей.1 Цар. 25:24; 6 и у рабы твоей было два сына; они поссорились в поле, и некому было разнять их, и поразил один другого и умертвил его.2 Цар. 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (13 Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: "сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем"? Почему же воцарился Адония?3 Цар. 1:13). Кр. того, слово "раба" отражает положение женщины пред лицом Бога (11 и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его.1 Цар. 1:11; 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.Лк. 1:38, 48). См. также 7 О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.Пс. 115:7: "Я раб Твой и сын рабы Твоей".