Печаль, печальный - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Печаль, печальный

Печаль, печальный. П. - это противоположность радости; настроение, вызванное душевным бременем, к-рое может вести как к спасению, так и к гибели (10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.2 Кор. 7:10). По своей природе П. связана с нарушением отношений с Богом, т.е. с грехом. Страдание, страдать. I. Состояние П. в книгах ВЗ: 1) поводом к П., служащей к спасению, у человека благочестивого всегда было осознание собств. греха (2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.Пс. 6:2, 8; 5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,Пс. 37:5-7) и греха его народа (9 Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона.Неем. 8:9). Так, пр. Иезекииль печалился вместе с пересел. в Вавилон евреями (15 И пришел я к переселенным в Тел-Авив, живущим при реке Ховаре, и остановился там, где они жили, и провел среди них семь дней в изумлении.Иез. 3:15, в Синод. пер. - "провел ... семь дней в изумлении"), страдавшими от кары Божьей за грехи свои и своих отцов. Особым поводом к П. была утрата Иерусалима (1 В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним.2 Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался3 и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем!Неем. 2:1-3), потому что вместе с ним был утрачен и храм как место, где можно было взывать к Богу, приносить Ему жертвы и поклоняться Ему. Отказ в благословении тоже можно рассматривать как Божье наказание; это усугубляло П. Анны по поводу ее бесплодия (5 Анне же давал часть особую, [так как у нее не было детей], ибо любил Анну [более, нежели Феннану], хотя Господь заключил чрево ее.1 Цар. 1:5, 7). П. страдающих, к-рые, подобно Иову, не понимают своего положения или полагают себя забытыми Богом (10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?Пс. 41:10), остается праведной до тех пор, пока страждущие, несмотря ни на что, ищут Бога. Такая П. подвигает Господа к вмешат-ву, поскольку Он желает для верных Своих не П., а радости. Поэтому избавл. Господом пребудут в радости, и П. удалится от них (11 И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.Ис. 51:11), а пришедший Мессия утешит сетующих (2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,Ис. 61:2, 3); 2) Библия говорит и о таких случаях, когда П. и страх, ставшие следствием суда Божьего, не ведут к очистит. покаянию (15 Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем.Иез. 31:15 и след.; 5 За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нем народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нем, будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него.Ос. 10:5; 10 И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу [в] [стране] плач, как о единственном сыне, и конец ее будет - как горький день.Ам. 8:10). II. Состояние П. в НЗ: 1) сердца учеников опечалились, когда Иисус сказал им, что идет к Отцу (6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.Ин. 16:6). Эта весть так отяготила их, что они уснули от печали (45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печалиЛк. 22:45). Но Господь уже дал обетование, что их П. обратится в радость (20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.Ин. 16:20). Ученики опечалились и при известии о том, что среди них есть предатель (19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?Мк. 14:19); опечалился и Петр, когда Иисус в третий раз задал вопрос, любит ли он Его (17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.Ин. 21:17). В жизни верующих тоже есть место для П. Они печалятся из-за страданий, искушений и наказаний, но позднее это доставляет им "мирный плод праведности" (11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.Евр. 12:11), и они преодолеют стоящие на их пути препятствия (3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,1 Пет. 1:3-7). Ап. Павел огорчает заблуждающихся коринфян ради их исправления (2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?2 Кор. 2:2; 8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.2 Кор. 7:8), и его тактика оказывает положит. воздействие. Преодолевать П. верующим помогает даров. им надежда (13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.1 Фес. 4:13). Но в НЗ говорится и о П. другого рода. Ее вызывает страх за последствия принятого решения, т.к. это решение изначально осознается как неправильное. Так печалится Ирод, когда, связ. данным словом, он вынужден был умертвить Иоанна Крестителя - деяние, к-рое Бог не может оставить без отмщения (26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.Мк. 6:26). Богатый юноша оказался неготовым платить требуемую Иисусом плату за вечную жизнь и потому печалится (23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.Лк. 18:23). П. была объята и душа Иисуса в Гефсиманском саду (38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.Мф. 26:38), когда Он, будучи самой жизнью, боролся со смертью и ради Своего служения должен был уступить смерти на короткое время. Но слова "П." здесь явно недостаточно, и даже выражение "скорбит смертельно" лишь отчасти передает Его истинные переживания. III. П. об умерших - Плач (I, 1).