Мёд - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Мёд

Мёд. I. Как можно понять из контекста, евр. слово деваш означает пчелиный М. (18 И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки.Суд. 14:18; 25 И пошел весь народ в лес, и был там на поляне мед.1 Цар. 14:25 и след; 11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;Пс. 18:11; 4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.Мф. 3:4; 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.Мк 1:6). Можно предположить, что и в других местах Библия также упоминает М. пчелиный, а не фруктовый (см. ниже, III). II. М. заменял жителям Палестины не известный в то время сахар. Обычно М. ели в чистом виде (3 И возьми с собою [для человека Божия] десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком.3 Цар. 14:3), но нередко и вместе с сотами (9 Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей.Суд. 14:9; 1 Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!Песн. 5:1). Чаще в Библии говорится о чистом М., откачанном из сотов (11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;Пс. 18:11; 13 Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;Притч. 5:3; 24:13). III. В более поздние времена в Палестине был известен и т.наз. фруктовый М., в т.ч. виноградный, к-рый получали, сгущая виноградный сок. Долгое время этот продукт был важной статьей экспорта. Так, еще прим. 250 лет назад из Палестины в Египет шли караваны - до 300 верблюдов - с фруктовым М. Этот продукт получали также из фиников и плодов рожкового дерева. IV. С М. сравнивается сладость Божьего слова (103 Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.Пс. 118:103; 1 И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.2 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;3 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.Иез. 3:1-3; 9 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.Откр. 10:9), Его мудрость (13 Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:Притч. 24:13 и след.). Но М. могут "источать" и "уста чужой жены" (3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;Притч. 5:3). V. М. приносили в жертву Богу в качестве приношения начатков, но сжигать его на жертвеннике запрещалось (11 Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу;Лев. 2:11 и след.).