Благодарность, благодарить

Благодарность, благодарить: 1) в Библии глагол "благодарить" - одно из ключевых слов. Евр. корень йдх означает "благодарить", "восхвалять", "превозносить". Греч. глагол эвхаристео связан с важным библ. понятием харис, "милость", "благодать" (ср. хара, "радость"); 2) Б. в Библии - это ответ, к-рый человек должен дать на деяния Бога: на сотворение мира и людей, обеспечение дарами для тела и души (19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.Мф. 14:19). Человек должен равным образом отвечать Б. и на Господнюю доброту, к-рая проявляется прежде всего в милосердии к грешнику (1 Аллилуия. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.Пс 105:1 и др.), внимающему молитве (6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.Пс. 41:6) и зову "из глубины" (1 Песнь восхождения. Из глубины взываю к Тебе, Господи.Пс. 129:1), обновляющемся каждое утро (23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!Плач. 3:23), и на Господень гнев и суд, поскольку они способствуют покаянию (1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.Ис 12:1). Чем больше человек размышляет над тем, как Бог управляет его жизнью, тем больше он приходит в изумление от мудрых предначертаний Господа, Который думает о нас, Который в Своей заботе благословляет нас (20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;Пс. 113:20). От размышления приходят к Б. (6 Размышляю о днях древних, о летах веков [минувших];Пс. 76:6, 14). Христианин также размышляет о путях, к-рыми Бог ведет других людей, поэтому к просьбам за них присоединяется Б. (11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.2 Кор. 1:11; 16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,Еф. 1:16; 3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,Флп. 1:3); 3) чувство Б. - это настроение сердца, возникающее из Б. за конкретные дела. Оно приводит человека еще ближе к Господу и открывает ему дверь к тайнам небесного мира (23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие".Пс. 49:23); 4) укоренившаяся в сердце Б. может проявляться в различных формах: насколько многообразны дары и дарования человека, настолько же разнообразны и формы, в к-рых проявляет себя Б., так что человек участвует в ней всем своим существом: телом, душой и духом (ср. у М.Ринкарта: "Теперь да возблагодарит каждый Господа сердцем, устами и руками!" - Сборник дух. гимнов Евангелич. церкви Германии, гимн 228). Б. проявляется в послушном следовании за Господом (15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.Ин. 14:15). Поэтому благодарственная жертва - это не нечто особенное, а само собой разумеющееся (10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.Лк. 17:10). Ср. 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;Исх. 20:2: Израиль должен соблюдать заповеди, поскольку к этому его обязывает Б. Богу. Вступит. фраза к Десяти заповедям звучит так: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства". Ни одно деяние Господа не должно оставаться без слова, без благодарного ответа, без жертвы уст (17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:Пс. 50:17; 4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.Пс. 62:4; 3 Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших.Ос. 14:3), без благодарственной молитвы! Дело и слово Б. - это выступление на стороне того, к кому относится Б. Тем самым тот, кто благодарит, отделяет себя от тех, к-рые не позволяют призвать себя к Б. (50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,Пс. 17:50); 5) существует также возможность ложной Б. При этом основания для Б. ищут в том, что совершили сами, а не в том, что сделал Бог, и Б. уже не является ответом. Такова ложная Б. фарисея в 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:Лк. 18:11. Такая Б. исходит из высокомерного сердца, и ей Бог противится (5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.1 Пет. 5:5). Кто не славит Бога своей Б., тот пренебрегает тем, от Кого он все получил и от Кого он зависит. Кто надменно приписывает дары и способности, которыми наделен, себе, вместо того чтобы с Б. принимать их из рук Божьих (7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?1 Кор. 4:7), тот забывает Бога и пренебрегает Им (6 Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?Втор. 32:6; 17 Хвалящийся хвались о Господе.2 Кор. 10:17); 6) в Библии выражение Б. часто имеет характер публичной молитвы (23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.Ин. 6:23; 15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.2 Кор. 4:15). Уже в ранний период, на рубеже I и II вв., Вечеря Господня именовалась Евхаристией, "благодарением". Она связана с ветхозаветной пасх. трапезой, совершавшейся для того, чтобы каждое новое поколение могло вспоминать великое деяние Бога, выведшего Свой народ из Египта (26 И когда скажут вам дети ваши: что это за служение?Исх. 12:26 и след.; 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;Втор. 6:7,20 и след.). Так и причащение нового народа Божьего должно напоминать об искупит. деянии Бога во Христе, о страданиях и смерти Господа, и тем самым вся жизнь христианина должна быть "живой жертвой" в Б. за жертву Иисуса (1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,Рим. 12:1; 15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.2 Кор. 5:15).