«Встреча Марии и Елизаветы» -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Встреча Марии и Елизаветы»
«Встреча Марии и Елизаветы»
Местонахождение: Нотр Дам де Реймс, город Реймс, Франция
Произведение: Скульптура «Встреча Марии и Елизаветы»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1230 г.
Эпоха: Средние века, Высокая готика

Описание произведения.

Композиция «Встреча Марии и Елизаветы», входящая в группу скульптур центрального портала Западного фасада Реймсского собора, изображает Библейскую сцену встречи Девы Марии и её двоюродной сестры Елизаветы. Обе они ожидают рождения младенцев, одна – будущего Иоанна Крестителя, другая – Спасителя.

Обе женские фигуры стоят на отдельных постаментах-консолях, и их взгляды не встречаются, но слегка склонённые друг к другу головы, поворот корпуса и жесты рук связывают статуи в единую композицию. Обе скульптуры строги и величавы, их объединяет и взгляд, направленный скорее в себя, чем на окружающий мир. Они как бы прислушиваются к новой, уже зарождённой в них жизни.

Юное лицо Марии светло, его черты гармоничны, овал мягок. Елизавета же несёт на лице печать прожитых лет, его черты заострены и отмечены печалью. Скульптор мастерски оживляет камень, наделяя его человеческими эмоциями. Динамика композиции подчёркивается вниманием к мелким скульптурным деталям – тонкой пластической проработкой ликов, жестов рук, плотных, окутывающих женские фигуры, драпировок с множеством складок.

Мастер гениально совместил в образах Марии и Елизаветы божественное начало и человеческую эмоциональность, высший промысел и его земное воплощение. Вся скульптурная композиция выполнена средневековым художником в эллинском стиле, с его подчёркнутым изяществом и даже рафинированностью, духовная красота здесь гармонично сочетается с телесной.

История создания.

Средневековый период в культуре Западной Европы был отмечен конфликтами реальной действительности и духовной жизни. Основополагающий тезис христианского аскетизма «Дух – всё, плоть – ничто» прекрасно выражаётся архитектоникой готических соборов с их устремлёнными ввысь формами.

В 1210 году пожар уничтожил Реймсский собор вместе с большей частью города, но уже в следующем году было заложено здание нового храма, которое существует и сейчас. Как и его предшественник, новый собор был посвящён Богоматери. Строительство здания продолжалось до 1285 года, работами руководили четыре архитектора – Жан д’Орбе, Жан-ле-Лу, Гоше Реймсский и Бернар Суассонский, имена которых были выложены цветным камнем на полу нефа.

Творческая мысль зодчих и скульпторов Нотр Дам де Реймс легла на напряженные, стремительные формы готического собора, высокий дух эпохи застыл в его скульптурах. Собор украшен священными и возвышенными образами, но средневековые мастера, в своём стремлении показать силу человеческого духа, сквозь строгие церковные каноны сумели пробиться к живому ощущению натуры. В строгих, ритмичных рядах статуй праведников, украшающих собор, как бы рождаются динамические импульсы, появляется высокое напряжение духовности. Тонкая игра света на тщательно проработанных деталях драпировок, лицах святых, крыльях ангелов оживляет камень, делает его тёплым, а Библейские сюжеты – близкими и понятными.

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий