Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
На картине Эль Греко перед нами предстает образ Бога Отца в виде седовласого старца, принимающего в свои объятия только что снятого с креста и вознесенного на небо ангелами Иисуса. Сонм ангелов в разноцветных одеждах окружил тело Христа, над которым парит, купаясь в золотых лучах невидимого солнца, белый голубь - символ Святого Духа.
В своем произведении Эль Греко визуально раскрывает догматическое учение о Святой Троице. В евангельском повествовании прослеживается цепочка событий - от крестной смерти Сына Божия до его тридневного Воскресения и Вознесения с обоженной плотью на небо к престолу Бога Отца. В своей же картине художник как бы намеренно, еще до воскресения Иисуса, возносит его в обитель Отца, показывая, что Иисус Христос есть истинный Бог, неразлучно пребывающий с Отцом и Святым Духом, для которого время и последовательность событий в нашем понимании не существует. Иисус покоится телом во гробе, душою сходит во ад, изводит души праведных и пребывает с ними в Раю, наполняя собою все и совершая дело Спасения: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй, Неописанный».
История создания.
Картина «Святая Троица» является одной из четырех заказанных художнику полотен для оформления алтаря собора Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо. Это монументальное произведение размером три на два метра выполнено в технике масляной живописи на холсте. Прообразом картины Эль Греко послужила гравюра «Троица» Альбрехта Дюрера, выполненная в 1511 г.
Колорит произведения яркий и насыщенный. Художник использует комплементарные тициановские цвета, придающие картине динамику и напряженность. Одежды выполнены широкими свободными мазками с яркими цветовыми рефлексами, но при этом лики Иисуса и Бога Отца тщательно прописаны, что говорит о внимании художника к отдельным деталям, заложенном еще в годы его ученичества в византийской иконописной школе на Крите.Гармоничное и смелое сочетание двух манер письма - размашистых и вольных мазков и скрупулезно выписанных деталей выделяют Эль Греко из ряда его современников, сближая авангардного художника начала 16в. с художников-импрессионистов конца 19 века.
Отношение автора к вере.
Эль Греко был художником, который всю свою жизнь и творчество направил на искреннюю проповедь Евангелия. В юности художник получил не только превосходное светское образование - в совершенстве владел латинским, испанским, греческим, итальянским языками, но также получил глубокие познания в теологии.
Как живописец он начал свой путь с иконописи, его ранние работы создавались в традиционном византийском стиле, что оказало влияние на его дальнейший творческий путь. Эль Греко посвятил себя сугубо религиозной живописи. Среди его творений нет ни единой картины, не посвящённой Христу. Исключение составляют лишь редкие светские портреты, коих совсем немного, к тому же, если он писал портреты, то, прежде всего, духовных лиц. Такой подход к пониманию своего таланта, безусловно, характеризует Эль Греко, как глубоко верующего человека. Свой талант он понимал как божественный дар, который нужно достойно реализовать, свидетельствуя об Истине.
Биография.
Доменико Теотокопули -настоящее имя художника, псевдоним — Эль Греко с испанского переводится, как «грек», что связано с его местом рождения.Живописецродился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит в зажиточной семье. В возрасте 20 лет онпопал в Венецию, где учился в мастерской Тициана; именно здесь осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода — картина «Чудо исцеления Христом слепого».
В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля — мягкие контуры и экзальтация в мимике.
В Рим художник переехал в 1570 г., где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию. Позднее Эль Греко переехал в Мадрид, где стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он переехал в Толедо, где обрел успех и написал свои основные шедевры- «Погребение графа Оргаса» (1588 г.). В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.
К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажаются и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Эль Греко обращается к радостным сюжетам Спасения. Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.
Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года, спустя время после смерти он получил признание и статус мастера.
Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.