Низвержение Симона-волхва - Конрад Оснер

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Низвержение Симона-волхва
Низвержение Симона-волхва
Автор: Конрад Оснер
Местонахождение: Петровские ворота Петропавловской крепости, г. Санкт-Петербург
Произведение: «Низвержение Симона-волхва» или «Апостол Петр низвергает Симона волхва»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1968 г.
Эпоха: барокко

Описание произведения

На главном барельефе Петровских ворот Петропавловской крепости«Низвержение Симона-волхва» запечатлено, как апостол Петр силой своей молитвы свергает с небес чародея-язычника Симона в присутствии народа. По центру изображена трехглавая церковь, вокруг которой собрались люди. Дивясь увиденному, они указывают пальцами на падающую фигуру Симона, их взгляд при этом обращён на зрителя. Сам барельеф воплощен в технике резьбы по дереву. Все изображённые фигуры находятся в движении.

О Симоне волхве повествует новозаветная книга Деяний святых апостолов. Симон был обманщиком, принимал на себя разные виды, обольщая и уловляя волхвованиями народ. Приняв крещение от апостолов, и узнав, что через возложение рук они подают Духа Святого, Симон захотел получить этот дар за деньги. Но услышал грозный ответ Апостола Петра: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8: 20-23).

История создания

Над аркой Петровских ворот в центре помещен деревянныйбарельеф, выполненный Конрадом Оснером в 20-30-х годах XVIII века, который украшал еще старые ворота. Он называется "Апостол Петр низвергает Симона волхва". Это одно из самых ранних произведений монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга.

Скульптура на этих воротах выполняет не только декоративную роль; в аллегорической форме в ней отражены значимые исторические события того времени.

Согласно преданию, волхв силой волшебства вознесся на небо, однако молитва апостола Петра низвергла его вновь на землю. Апостол Петр, которому придано портретное сходство с Петром I, изображен стоящим в толпе и никак не выделен из группы. Гораздо понятнее смысл этой композиции был при деревянных воротах, когда над их аркой стояла не сохранившаяся ныне фигура апостола Петра.

Библейский сюжет использован здесь для отражения наиболее значительных исторических событий первой четверти XVIII века. В барельефе раскрывается смысл преобразовательной деятельности Петра I, прославляется победоносное завершение Северной войны, прославляется победа Петра I над шведским королем Карлом XII. Вся остальная скульптура, украшающая ворота, - воинские доспехи, аллегорические фигуры также способствует раскрытию этой основной идеи.

В 20-30-х годах XVIII века Петровские служили главным входом в крепость. Обилие скульптурных украшений, общий парадный характер выделяют их среди прочих ранних построек первой четверти XVIII века.

Отношение автора к вере

Оснер Иоганн Конрад воспитывался в католической христианской традиции, что заметно отразилось во всём его творчестве. Среди его работ, посвящённых религиозной тематике, выделяют панно «Коронование Богоматери», выполненное в 1705-м году. Лицо Девы Марии выражает тихую спокойную радость. Голову Богоматери торжественно венчают огромной короной два апостола, а сверху на нее исходят направленные от Святого Духа, изображенного в виде голубя, божественные лучи. В барочном духе, т.е.крупно и живописно на панно изображены облака, из-за которых виднеются головки маленьких ангелочков.

Вера автора в существование души и загробной жизни уже свидетельствуют о его религиозности.

Биография

Оснер Иоганн Конрад родился в 1669 году в Нейендорфе (у Нюрнберга и Висснаха). Получил начальное образование в Ульме и там же начал своё творчество:научился лепить из глины и резать по дереву.

Первые профессиональные навыки он получил будучи учеником скульпторов - Боля, а затем Вигана.

В 1697 году Оснер был нанят на службу для исполнения декоративных работ в московских и подмосковных церквях. Ему приписывается большое горельефное панно «Коронование Богоматери» (1704-1705, алебастр), расположенное в Верхней церкви Богоявленского монастыря в Москве, в скульптурном убранстве которой он участвовал с бригадой мастеров-иностранцев: П. Джемми, Г. Квадро, Д. Руско и Д. Феррара.

Отправившись затем, по приглашению, в Санкт-Петербург, Оснер работал в императорском дворце и в знатнейших домах. Он приготовил много деревянных и гипсовых статуй, а также выполнил множество лепных и резных по дереву украшений.

Император Петр Великий во внимание к замечательному трудолюбию Оснера возвел его в звание придворного скульптора. Как придворный скульптор императора Петра Великого Конрад Оснер и получил мировую известность.

В Петербурге, Конрад Оснер создал статуи для украшения грота Летнего сада со стороны Фонтанки, которые не сохранились. Самым известным его произведением является исполненный им в 1708 году большой барельеф «Низвержение Симона-волхва» (дерево), украшающий центральную часть аттика Петровских ворот Петропавловской крепости.

В 1721-1723 годах Оснер совместно со скульпторами Б.К. Растрелли и Ф. Вассу создает в Петергофе два декоративных свинцовых рельефа «Триумф Амфитриты» и «Похищение Деяниры кентавром Нессом» для Большого водного каскада. На первом барельефе изображена дочь морского вещего старца Нерея и супруга могущественного властителя морей Посейдона, на втором - сцена, в которой мифический получеловек-полулошадь кентавр похищает супругу Геракла Деяниру и Геракл, убивая Несса из лука, освобождает ее.

В 1739 году Оснер по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова делает для каскада «Шахматная гора», находящегося в восточной части Нижнего парка Петергофа, деревянные фигуры трех крылатых драконов.

О своем пребывании в Петербурге Оснер оставил любопытные сведения, касающиеся его профессиональной деятельности, в книге Potta VaterlandischeBlatter, Niirenberg, вышедшей в 1791 году.

Умер скульпторв апреле 1739 года. Сын его Иоганн был также скульптором и служил в России при дворе императрицы Елисаветы Петровны.

Автор текста: Сарра Биллер

Оставить комментарий