«Я так молилась...» - Ахматова Анна Андреевна

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Я так молилась...»
«Я так молилась...»
Автор: Ахматова Анна Андреевна
Произведение: «Я так молилась...»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1913 г.

*****

Я так молилась: «Утоли

Глухую жажду песнопенья!»

Но нет земному от земли

И не было освобожденья.

Как дым от жертвы, что не мог

Взлететь к престолу Сил и Славы,

А только стелется у ног,

Молитвенно целуя травы, —

Так я, Господь, простерта ниц:

Коснётся ли огонь небесный

Моих сомкнувшихся ресниц

И немоты моей чудесной?

Описание произведения.

В стихотворении «Я так молилась...» Анна Ахматова поднимает классическую тему поэта и поэзии. Произведение написано в форме молитвы. Стихотворный ритм: четырёхстопный ямб. Точно такой же ритм использует Пушкин в своём стихотворении «Пророк». Ритмическая и звуковая составляющая произведений для Анны Андреевны была крайне важна, поэтому можно с уверенностью говорить о тесной связи произведений Ахматовой и Пушкина.

Стихотворение начинается со слов: «Я так молилась: “Утоли / Глухую жажду песнопенья!”». Зная пушкинский текст, можно понять, что глухая жажда песнопенья — это не просто желание поэтического наития, а мольба утолить «духовную жажду». Однако поэтесса чувствует, что слишком привязана к мирскому: «Но нет земному от земли / И не было освобожденья».

Молитва лирической героини не достигает Бога: «Как дым от жертвы, что не мог / Взлететь к престолу Сил и Славы, / А только стелется у ног, / Молитвенно целуя травы». Стелящийся дым — признак неблагоприятный, означающий, что Бог не принял подношение (Мф.7:21), как это было, например, с жертвой Каина. Свою молитву героиня сравнивает с каиновой жертвой.

В последней строфе стихотворения поэтическая личность Ахматовой, подобна пушкинскому пророку, лежит на земле без способности говорить и видеть: «Так я, Господь, простерта ниц: / Коснётся ли огонь небесный / Моих сомкнувшихся ресниц / И немоты моей чудесной?». Лирическая героиня безмолвно спрашивает Бога, даст ли он ей истинно-поэтический («пророческий») дар?

В стихотворении «Я так молилась...» Ахматова выражает своё понимание поэзии, как благословенного, священного труда. Поэт для неё — раб Божий в самом широком смысле, включающем жертвенность, пророческое избранничество и сознание своей духовной немощи.

История создания.

Стихотворение «Я так молилась...» написано в 1913 году и включено в третью книгу Ахматовой: «Белая стая», вышедшую в 1917 году в издательстве «Гиперборей». Книга была опубликована в тяжёлое для России время. По словам поэтессы, не было возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь тираж разошёлся в Петрограде. Из-за массового закрытия газет и журналов, выход сборника не был достаточно освещён в прессе. Из-за всех этих обстоятельств, сборник сочли менее удачным, чем «Чётки» (1914 г.), хотя сама Ахматова не могла с этим согласиться.

В стихотворении «Я так молилась...» открывается глубокое знание автором Ветхого завета, учения о жертвах и отношения к ним Бога. Прося у Бога милости, героиня вспоминает евангельские эпизоды исцеления слепых и немых: «Так я, Господь, простёрта ниц: / Коснётся ли огонь небесный / Моих сомкнувшихся ресниц / И немоты моей чудесной?». В Библии физическая немощь человека — это знак совершённого им греха. Так сомкнувшая ресницы слепота означает не только внешний мрак, но и помрачение души. Так в евангельском повествовании об исцелении слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» — <...> «Ей, Господи!» — <...> — И открылись глаза их». (Мф. 9:28-29).

В христианской традиции немота — нередко имеет значение «высшего знания», соприкосновения с реальностью иного мира, особый аскетический подвиг безмолвия. Молчание есть добродетель и награда «будущего века». Посвящённый в последние тайны молчит — от полноты знания. Немота бывает таинственна и священна. У Ахматовой же она чудесна.

Отношение автора к вере.

Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.

Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.

Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.

Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.

Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».

Биография.

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.

Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.

Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.

В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.

В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.

Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».

Вслед за славой, в жизнь Ахматовой прочно входит трагедия: в 1918 году распался брак с Гумилёвым; в августе 1921 г. поэт был арестован и расстрелян; в том же августе умирает любимый и чтимый ею поэт А. Блок; с весны 1924 г. Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех её друзей и единомышленников. Они коснулись самых близких ей людей: в 1938-м арестован и осуждён на 5 лет ИТЛ её сын, Лев Гумилев; в том же году Ахматова расстаётся с мужем, Н.Н. Пуниным (арестован и осуждён в 1949 г., в 1953 г. погиб в ИТЛ). В 1946-м — печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко подверглось резкой критике, и они исключены были из Союза писателей СССР. В 1949-м — вторично осуждён на 10 лет ИТЛ сын, Лев Гумилёв. — В те же годы написаны поэма «Реквием», сборник «Из шести книг». В 1950-м от отчаяния, пытаясь спасти от лагерей сына, Ахматова пишет сборник стихов «Слава миру» (фактически, «Слава Сталину» как «прошение на высочайшее имя» — Лидия Чуковская). В 1962 г. закончена «Поэма без героя».

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

FB2

EPUB

  • *****

    Я так молилась: «Утоли

    Глухую жажду песнопенья!»

    Но нет земному от земли

    И не было освобожденья.

    Как дым от жертвы, что не мог

    Взлететь к престолу Сил и Славы,

    А только стелется у ног,

    Молитвенно целуя травы, —

    Так я, Господь, простерта ниц:

    Коснётся ли огонь небесный

    Моих сомкнувшихся ресниц

    И немоты моей чудесной?

Оставить комментарий